Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко, В.В. Ивашкин

12

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016

Анализ показывает, что при учете возмущений зависимость

характеристической скорости от промежуточного расстояния

r

2

не

является монотонно убывающей. Существует оптимальное значение

r

2

(~45000 км), при котором можно достичь минимальное значение

суммарной характеристической скорости, в отличие от случая

кеплеровского поля, когда энергетика перелета уменьшается с

ростом максимального расстояния

r

2

.

Для селенографического наклонения конечной орбиты

i

f

= 90° с

увеличением расстояния

r

2

до 16 000 км, когда возмущения малы,

начальное наклонение

i

0

в точке

Р

1

близко к конечному наклонению

i

f

(см. рис. 8). При дальнейшем увеличении расстояния

r

2

, когда

возмущения возрастают, наблюдается существенное уменьшение

наклонения пролетной гиперболы

i

0

. Так, при

r

2

55 тыс. км разница

между начальным наклонением (

i

0

= 55,357°) и конечным

наклонением (

i

f

= 90°) достигает ~34,65°.

Таким образом, трехимпульсный перелет в реальном поле можно

выполнить так, что его энергетические затраты будут практически

теми же, что и в кеплеровском случае (∆

V

f

= 548,689 м/с).

Для оптимального трехимпульсного перехода в данном реальном

гравитационном поле (см. рис. 6, 7) получаем следующие значения

пара-метров, характеризующих траекторию перелета КА на орбиту

ИСЛ:

r

1

= 1838,57 км,

r

2

= 45 000 км,

r

3

= 6000 км, ∆

V

f

= 549,657 м/с,

масса КА (в импульсном случае)

m

f

имп

= 1690,76 кг.

Выигрыш в характеристической скорости и конечной массе КА

после трехимпульсного перехода по сравнению с одноимпульсным в

центральном поле Луны составляет δ

V

= 66,04 м/с и δ

m

= 27,696 кг

при оптимальной величине

r

2

= 45 000 км.

Анализ трехимпульсного перелета с учетом гравитационных

возмущений и конечности тяги двигателя.

На третьем этапе

анализ проведен с учетом возмущений от полей Земли и ее сжатия,

Солнца, Луны с учетом ее нецентральности в разложении в ряд 8 × 8,

а также конечности величины тяги.

Приняты следующие параметры двигателя: тяга

P

= 420 кг/с,

удельный импульс

P

уд

= 298,7 с,

W

e

=

P

уд

g

0

, где

g

0

= 9,80665 м/с

2

ускорение свободного падения. Масса КА при подлете к Луне

составляет

m

0

= 2039,736 кг.

Для решения задачи перехода на орбиту ИСЛ в рамках третьего

этапа используем результаты, полученные на втором.

На первом активном участке торможения, в окрестности перисе-

ления

Р

1

начальной гиперболической орбиты

T

0

, тяга двигателя

противоположна скорости, а длительность работы двигателя

∆t

АУ1

варьируется так, чтобы обеспечить заданное значение расстояния

r

2

в

апоселении получающейся высокоэллиптической орбиты

Т

1

.