Previous Page  14 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 18 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко, В.В. Ивашкин

14

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016

Итерационно сводим к нулю величину радиальной скорости

V

r

(с точностью

ε

(

V

r

) = 1 мм/с) в конце активного участка. При этом в

качестве варьируемого параметра выбираем время начала работы

двигателя

∆t

0АУ3

. Сходимость получается хорошей. Задачу решаем за

одну-две итерации.

Определяем апсидальное расстояние

r

α

3

получившейся орбиты

T

3

в данной точке

Р

3

и его отклонение от конечного радиуса

r

f

. Далее

возвращаемся ко второму активному участку и изменяем расстояние

в периселении высокоэллиптической орбиты

Т

2

так, чтобы после

третьего активного участка

r

α

3

=

r

f

в пределах заданной точности

(

∆r

f

) = 25 м. Сходимость получается хорошей. Задачу решаем за две-

три итерации.

Приведем численные результаты решения задачи на третьем

этапе. Анализ влияния конечности тяги выполнен для оптимального

варианта, полученного на втором этапе. Для него:

r

1

= 1838,57 км,

r

2

=

= 45 000 км,

r

3

= 6000 км, конечная масса КА (при импульсной

реализации тяги)

m

f

имп

= 1690,76 кг, наклонение начальной

гиперболической орбиты к плоскости экватора Луны составляет

i

0

= 55,357°, наклонение конечной орбиты к плоскости экватора Луны

задано равным

i

f

= 90°.

Результаты решения задачи на третьем этапе представлены в

табл. 2.

Таблица 2

Массово-энергетические характеристики решения задачи трехимпульсного

перехода с учетом ограниченности тяги

∆t

ау1,

с

∆V

x

1,

м/с

δ

V

гр1,

м/с

∆t

ау

2,

с

∆V

x

2,

м/с

δ

V

гр2,

м/с

∆t

ау

3,

с

∆t

0

ау

3,

с

∆V

x

3,

м/с

δV

гр3,

м/с

∆V

x

Σ,

м/с

δ

V

грΣ,

м/с

m

f

,

кг

90,11 187,845 0,636 32,803 71,536 0,004 125,532 61,273 290,929 0,013 550,31 0,653 1690,379

Примечание.

∆V

x

— характеристическая скорость с конечной тягой;

∆V

x

=

=

W

e

ln(

m

0

/

m

f

); δ

V

гр

=∆V

x

— ∆V

имп

, δ

V

гр

— гравитационные потери.

Согласно проведенному анализу, суммарные гравитационные

потери очень малы и составляют менее 1 м/с; начальное наклонение

для третьего этапа практически совпадает с наклонением второго

этапа, отличие менее 0,1

о

.

Энергетические характеристики перехода (скорость и масса) и

масса КА для всех трех этапов представлены в табл. 3. Отметим, что их

значения очень близки друг к другу: скорость отличается в пределах

1 м/с, а масса — в пределах 1 кг. Геометрически траектория при учете

возмущений заметно отличается от траектории в идеальном кеплеров-

ском варианте по начальному наклонению

i

0

и по промежуточному

расстоянию

r

2

.