Previous Page  13 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 18 Next Page
Page Background

Анализ оптимального трехимпульсного перехода на орбиту искусственного спутника Луны

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016 13

При известной величине импульса

∆V

1

длительность торможения

∆t

АУ1

определяем по формуле Циолковского:

АУ

0

1

Δ

,

f

m m

t

m

=

(9)

где

1

0

уд 0

exp

f

V

m m

P g

 ∆

=

−

— конечная масса после торможения;

уд 0

P m

P g

=

— постоянный массовый расход топлива, в котором тяга

P

задается в Ньютонах.

Тормозной импульс в точке

Р

1

(см. рис. 1) распределяется

симметрично относительно периселения пролетной орбиты. Для

этого длительность работы двигателя делится пополам —

∆t

0АУ1

=

= 0,5

∆t

АУ1

. На заданный интервал времени

∆t

0АУ1

отодвигаемся назад

от периселения пролетной орбиты

T

0

, получившаяся точка считается

точкой начала работы двигателя.

Итерационно решая краевую задачу методом Ньютона, варьируем

длительность работы двигателя

∆t

АУ1

так, чтобы расстояние в

апоселении получившейся орбиты

T

1

получилось равным заданному

r

2

.

Допустимая ошибка по радиусу апоселения принята равной

ε

(

r

α

) = 10 м.

Сходимость получается хорошей, задача решается за три итерации.

Вектор тяги на втором активном участке в окрестности

апоселения

Р

2

орбиты

T

1

направлен по вектору скорости.

Продолжительность работы двигателя

∆t

АУ2

изменяется так, чтобы

обеспечить значение расстояния в периселении

Р

3

получившейся

орбиты

Т

2

, равное конечному радиусу

r

f

. При этом допустимая ошибка

принята равной

ε

(

r

α

) = 10 м. Сходимость также получается хорошей,

задача решается за три итерации.

Решение третьей краевой задачи схода с высокоэллиптической

орбиты

Т

2

на конечную круговую орбиту

Т

f

строится следующим

образом.

Исходя из величины импульса, который надо сообщить КА в

точке

Р

3

∆V

3

, чтобы перейти на конечную круговую орбиту ИСЛ

Т

f

,

по формуле Циолковского определяется длительность работы

двигателя

∆t

АУ3

. Так же как и при решении первых двух краевых задач,

сдвигаемся назад от точки

Р

3

на время, равное половине длительности

работы двигателя

∆t

АУ3

= 0,5

∆t

АУ3

. Получившаяся точка считается

точкой начала работы двигателя. Вектор тяги направлен против вектора

скорости.

Момент выключения двигателя определяем условием достижения

заданной величины большой полуоси для конечной орбиты

a

f

.