Рейтинговая система оценки знаний: общие принципы и выбор параметров - page 4

С.К. Соболев
4
Все эти рейтинги рассчитываются по 100-балльной шкале. По-
этому, прежде всего, фиксируется граница, начиная с какого уровня
рейтинг считается удовлетворительной оценкой — обычно это 50
или 60 баллов (максимум — 100). Также фиксируется шкала перево-
да 100-балльного рейтинга в традиционную оценку (отлично, хоро-
шо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Основой этой систе-
мы является рейтинг по дисциплине, на особенностях формирования
которого мы и остановимся.
Перевод 100-балльного рейтинга в традиционную вузовскую
оценку.
Для удобства сравнения желательно иметь шкалу перевода
стобалльного рейтинга в традиционную пятитибалльную, точнее, в
четырехбалльную оценку (2 — неудовлетворительно, 3 — удовлетво-
рительно, 4 — хорошо и 5 — отлично), так как оценка 1 (единица)
сейчас нигде не применяется. В настоящее время нет устоявшейся
шкалы перевода 100-балльной оценки в 4-балльную. В частности, нет
официальной шкалы перевода 100-балльной оценки за ЕГЭ в традици-
онную школьную отметку. Это объяснимо: если школьник набрал на
ЕГЭ по математике, скажем, 70 баллов, то при поступлении в слабый
вуз это можно рассматривать как «4», а в сильный — только как «3».
Уровень положительной оценки.
Споры идут между 50 и 60.
С одной стороны, 60%-й уровень проявленных знаний и навыков яв-
ляется общепризнанным минимумом для положительной оценки.
Но если мы вкладываем в рейтинг не только полученные знания и
навыки, но и личностные качества, то нижнюю границу для положи-
тельной оценки (обозначим ее
Р
) следует понизить до 50.
Пример.
В модуле запланированы два КМ: индивидуальное домаш-
нее задание (ДЗ) и рубежный контроль (РК), оцениваемые максимум в
10 баллов каждое, зачетный минимум по ним равен 6 (т. е. 60 %).
При своевременном выполнении каждого КМ студент получает еще
1 балл, кроме того, в конце модуля студент может получить еще до
2 баллов за так называемые ППП (прилежность, посещаемость, поведе-
ние). Итого максимум за модуль равен 24, а зачетный минимум — 6 +
+ 6 = 12, т. е. в итоге составляет ровно 50 % от максимума (табл. 1А).
Если же необходимо, чтобы зачетный минимум в модуле был равен
именно 60 % от максимума, то надо либо не учитывать своевремен-
ность выполнения КМ и личностные качества студента, либо повысить
зачетный минимум выполнения КМ до 70 % и выше (табл. 1Б).
Для студентов вузов можно предложить три разумные шкалы пе-
ревода (табл. 2). Реально в МГТУ им. Баумана действует четвертая
шкала, которая не совсем удачна, но в настоящей работе мы на ней
не будем останавливаться, так как обсуждаем все возможности. Да-
лее в качестве примера будем использовать — как альтернатив-
ную — вторую шкалу, которую считаем наиболее удачной.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,...14
Powered by FlippingBook