Рейтинговая система оценки знаний: общие принципы и выбор параметров
3
Еще одним отличием рейтинговой системы является то, что сту-
дент может в течение семестра получать баллы не только за заплани-
рованные обязательные КМ, но и за дополнительные, например:
•
доклад на семинаре по какой-либо теме;
•
написание реферата с обязательной защитой, проверяющей,
насколько студент хорошо разбирается в данной теме;
•
успешное выступление студента на предметной олимпиаде.
Максимальный рейтинг 100 баллов получает студент, своевре-
менно проявивший безупречные знания и навыки в рамках стандарт-
ной программы. Поэтому рейтинг студента по дисциплине может
быть теоретически и выше 100 баллов, если он дополнительно про-
явит себя.
Преимуществами рейтинговой системы контроля успеваемости
по сравнению с обычной системой оценки знаний являются:
•
мотивация активной и равномерной работы студентов в течение
всего семестра;
•
получение подробной и объективной информации о выполне-
нии каждым студентом графика самостоятельной работы;
•
выставление итоговой оценки по дисциплине не только и не
столько за ответ на экзамене или зачете, но и за работу студента в те-
чение всего семестра;
•
более точная оценка знаний за счет использования дробной
шкалы оценок;
•
возможность в рейтинге отражать не только полученные знания
и навыки, но и личностные качества студента: прилежность, актив-
ность, ответственность и пр.
Рейтинговая система контроля успеваемости позволяет вычис-
лять следующие рейтинги:
1)
рейтинг по дисциплине R
, учитывающий как работу студента
в течение семестра, так и его результаты на экзамене (зачете). Он
может вычисляться для дисциплины, изучаемой в течение как одно-
го, так и двух и более семестров;
2)
совокупный общесеместровый рейтинг студента RT
,
отра-
жающий успеваемость студента по всем дисциплинам в целом в дан-
ном семестре. На его основании администрация может назначать
дифференцированные стипендии, отчислять студента или переводить
на следующий курс и т.д.;
3)
заключительный рейтинг за цикл (или любую группу) дис-
циплин RF
, отражающих знания студента по ряду родственных дис-
циплин, образующих некоторый цикл и изучаемых в течение опреде-
ленного периода;
4)
интегральный рейтинг за определенный период обучения
RI
, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то
периода обучения.