С.К. Соболев
10
20 + 80 %, 60 + 40 %, 70 + 30 %, 50 + 50 % или даже 100 + 0 %. По-
следнее соотношение означает, что собственно зачета или экзамена,
как отдельного мероприятия, не предусмотрено и рейтинг по дисци-
плине выставляется исключительно за работу студента в течение се-
местра. Точное значение этого соотношения принимает кафедра, чи-
тающая дисциплину. Если принять, для примера, соотношение
70 + 30 %, то это означает, что студент при своевременном и отлич-
ном (без недочетов) выполнении всех
обязательных
КМ в течение
семестра может получить максимум
70
N
баллов, а на экзамене
(зачете) максимум
30
M
баллов. Другими словами, для оконча-
тельной оценки за дисциплину работа студента в семестре имеет бо-
лее чем в два раза больший вес, чем его ответ на экзамене. В теоре-
тических дисциплинах с малым количеством практических занятий
целесообразны соотношения 40 + 60 или 50 + 50. Наоборот, если ос-
новное внимание уделяется практическим навыкам, то естественней
соотношения 70 + 30 или 80 + 20. Соотношение 60 + 40 является
компромиссным. Если же дисциплина носит исключительно практи-
ческий характер или состоит из независимых модулей, эффективная
и всесторонняя оценка которых возможна в течение семестра, то ра-
зумно взять соотношение 100 + 0. В табл. 6 выделены два допусти-
мых в настоящее время (в МГТУ им. Н.Э. Баумана) соотношения
70 + 30 и 100 + 0.
Таблица 6
№
п/п
Максимально возможное
значение рейтинга за
работу в семестре,
N
Масимальное число бал-
лов за экзамен (зачет),
N
Суммарный макси-
мальный рейтинг по
дисциплине
1
40
60
100
2
50
50
3
60
40
4
70
30
5
80
20
6
100
0
2.
Деление дисциплины на модули
.
Модуль — относительно са-
мостоятельная структурная единица дисциплины. Максимально воз-
можная оценка за модуль пропорциональна объему материала, его
сложности и количеству входящих в него КМ. Число модулей в се-
местре оптимально иметь от 2 до 4. Желательно, чтобы максималь-
ные оценки за модули не слишком отличались между собой, поэтому
возможно укрупнение двух или нескольких разделов в один модуль.