Рейтинговая система оценки знаний: общие принципы и выбор параметров - page 2

С.К. Соболев
2
за дисциплину надо обязательно положительно сдать все ее модули.
Модульная структура дисциплины не зависит от рейтингового харак-
тера оценки знаний. Можно не вводить модули, но оценивать дисци-
плину 100-балльным рейтингом, или, наоборот, сохранить традици-
онную оценку знаний (2 — 3 — 4 — 5 и только за ответ на экзамене)
и разбить дисциплину на модули. В МГТУ им. Баумана обе эти со-
ставляющие — модульная структура и рейтинговая система — были
введены практически одновременно.
Существенное отличие рейтинговой системы контроля успевае-
мости по дисциплине от обычной системы контроля состоит в том,
что исчезает разница между дисциплинами, оцениваемыми по систе-
ме «зачет — незачет» и оцениваемыми по 4-балльной системе (от-
лично — хорошо — удовлетворительно — неудовлетворительно).
В рамках рейтинговой системы все предметы оцениваются по 100-
балльной шкале. Исчезает и разница между экзаменом и зачетом,
точнее, зачет становится дифференцированным и практически при-
равнивается к экзамену.
Еще одно существенное отличие состоит в том, что оценка по
дисциплине в значительной мере зависит от успеваемости студента в
течение семестра и поэтому не определяется исключительно его от-
ветом на экзамене (зачете). Более того, в рамках рейтинговой систе-
мы возможно и полное освобождение студента от заключительного
экзамена (зачета) и выставление ему автоматической оценки по дис-
циплине лишь на основании его работы в семестре.
Следующим отличием является то обстоятельство, что за каждое
запланированное контрольное мероприятие (КМ) в течение семестра
студентам выставляются не безликие плюсики, а баллы — в зависимо-
сти от сложности и объема работы, качества и своевременности его
выполнения студентом. Разумеется, студент получает за КМ хоть ка-
кие-то баллы лишь при выполнении его не менее чем на какой-то за-
ранее определенный уровень и не позже заранее оговоренного срока.
Автор данной работы применяет рейтинговую систему по своим
дисциплинам в течение двадцати лет и может свидетельствовать, что
рейтинговая система является мощным стимулом для активной рабо-
ты в течение семестра для подавляющего числа студентов
1
. Причем
стимулирующим моментом является не только возможность получе-
ния «автоматической» оценки, но и то обстоятельство, что все КМ
оцениваются количественно — теперь студенты начинают биться за
каждый балл.
1
Надо признать, что при любой системе контроля успеваемости в каждой группе
всегда есть несколько студентов, которые равномерно и активно учатся в течение
семестра, и есть нерадивые студенты, которые занимаются крайне недо-
бросовестно. Рейтинговая система активизирует основную часть «средних»
студентов.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...14
Powered by FlippingBook