Влияние трибологических характеристик пары трения эластомер - опорное основание на тягово-сцепные свойства автомобильного колеса - page 11

Влияние трибологических характеристик пары трения эластомер – опорное основание…
11
быстро нагревается и не успевает остыть, гистерезисная составляю-
щая и общая сила трения уменьшаются.
В работах [22, 23] предложено в качестве независимых парамет-
ров для однозначного определения функции
x
ϕ
использовать ско-
рость скольжения
s
V
точек в контакте и линейную скорость
rot
V
то-
чек в контакте шины с дорогой, связанную с угловой скоростью ко-
леса, причем в тормозном режиме
rot
,
x
S
V V V
= +
(12)
а в тяговом
rot
,
x
S
V V V
= −
(13)
где
x
V
— продольная составляющая скорости оси колеса.
Согласно работам [22, 23], представление функции
(
)
,
x x x
V S
ϕ
в
виде
(
)
rot
,
x S
V V
ϕ
позволяет понять физический смысл происхожде-
ния явлений в контакте и не зависит от режима качения колеса.
Кроме того, в них приведена методика, позволяющая по извест-
ным экспериментальным данным перестроить зависимость
( )
x x
S
ϕ
,
полученную в тормозном режиме, для различных значений началь-
ной скорости торможения автомобиля
x
V
, в зависимость
( )
x x
S
ϕ
для
тягового режима. При этом результаты качественно и количественно
хорошо совпадают с экспериментальными результатами, получен-
ными при построении диаграммы
( )
x x
S
ϕ
в тяговом режиме.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что для прогнозиро-
вания тягово-сцепных и тормозных свойств автомобильного колеса и
всего автомобиля необходимо учитывать совместно математические
модели качения эластичного колеса, модель термодинамических
процессов в шине и модель, учитывающую изменение трибологиче-
ских характеристик в контакте.
Автором настоящей статьи совместно с М.В. Морозовым разра-
ботана упрощенная комплексная математическая модель колеса, ко-
торая позволяет оценить тягово-сцепные и тормозные свойства авто-
мобильного колеса и прогнозировать эффективность различных ал-
горитмов управления трансмиссией и тормозной системой [22, 23].
Отметим, что создание комплексной математической модели
представляет весьма сложную задачу.
Для практической реализации и проведения расчетов движения
автомобиля в различных режимах разработаны методы «настройки»
упрощенной механической модели эластичного колеса, методика по-
становки эксперимента и определения коэффициентов уравнений,
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20
Powered by FlippingBook