Влияние трибологических характеристик пары трения эластомер – опорное основание…
17
Коэффициент трения, полученный экспериментально, можно
представить как сумму двух составляющих для рабочего и поверх-
ностно слоев:
э
p п
μ = μ + μ
.
(14)
Уравнение для коэффициента трения, создаваемого рабочим сло-
ем, имеет вид
( )
(
)
( )
(
)
p
02 2
03 1
,
,
,
hot
n
overheat
n
V t T f
V t T f
μ = μ
+ μ
(15)
где
( )
(
)
02
,
hot
V t T
μ
,
( )
(
)
03
,
overheat
V t T
μ
— экспериментально полу-
ченные кривые для установившегося режима с различными темпера-
турами рабочего слоя
02
T
(минимальная характерная установившаяся
температура) и
03
T
(максимальная характерная установившаяся тем-
пература); переходные функции
р 02
1
03 02
,
n
T T
f
T T
−
=
−
2
1
1
n
n
f
f
= −
отража-
ют степень приближения температуры рабочего слоя
р
T
к соответ-
ствующим характерным температурам
02
T
и
03
T
.
Составляющая коэффициента трения от тонкого поверхностного
слоя
( )
(
)
01 2
,
,
f
cold
n
V t T f
μ = μ
(16)
где
( )
(
)
01
,
cold
V t T
μ
— аппроксимированная зависимость неустано-
вившегося режима при непрогретом тонком поверхностном слое с
температурой
01
T
, построенная по экспериментальным данным пере-
ходных процессов; переходные функции
п 01
1
04 01
n
T T
f
T T
−
=
−
,
2
1
1
n
n
f
f
= −
отражают степень приближения температуры тонкого поверхностно-
го слоя
п
T
к характерным температурам
01
T
и
04
T
(
≈
100
°
С).
Заключение.
Изложенная методика определения зависимости
реализуемой силы трения в контакте шины с дорогой от различных
входных параметров по результатам испытаний пары трения лабора-
торной установки позволяет расчетным путем прогнозировать работу
шины в различных дорожных условиях.
Автором данной статьи совместно с М.В. Морозовым разработа-
на комплексная математическая модель автомобильного колеса, объ-
единяющая механическую, термодинамическую модели и модель,
учитывающую трибологические связи [22, 23].
Для определения коэффициентов, входящих в уравнения термо-
динамики, предложена специальная методика, и упрощенная механи-