Влияние трибологических характеристик пары трения эластомер – опорное основание…
1
УДК 629.3
Влияние трибологических характеристик пары трения
эластомер – опорное основание на тягово-сцепные
свойства автомобильного колеса
© А.А. Купреянов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья содержит данные из литературных источников о зависимости тяговых
свойств автомобильного колеса и
( )
S
ϕ
-диаграммы, используемой в теории ан-
тиблокировочных и противобуксовочных систем, от скорости движения, режима
силового нагружения колеса, скорости изменения этих параметров и от коэффи-
циента трения скольжения в контакте шины с дорогой. Показано, что эти свой-
ства в значительной степени зависят от трибологических характеристик кон-
такта шины с дорогой. Проведены экспериментальные и аналитические исследо-
вания трения между резиной протектора шин и различными поверхностями.
Автором статьи предложены практические методы решения проблемы увеличе-
ния трения и тягово-сцепных свойств шины на асфальтобетонных поверхностях
(сухих, мокрых и загрязненных).
Ключевые слова:
тепловая нагруженность шины, вязкоупругость, трение эла-
стомера, сцепление шины, антиблокировочная система, противобуксовочная си-
стема.
Обзор выполненных работ и постановка задачи.
Для оценки
тягово-сцепных и тормозных свойств автомобильного колеса и авто-
мобиля в теории автомобиля используется понятие коэффициента
сцепления
′ϕ
[1, 2]. На конкретном дорожном покрытии по макси-
мальному значению
′ϕ
обычно оценивают предельный угол подъема
автомобиля, минимальный тормозной путь и динамику разгона авто-
мобиля.
При анализе сцепных свойств автомобильного колеса в широком
диапазоне режимов нагружения, разработке антиблокировочных (АБС)
и антипробуксовочных (АПС) систем [3, 4, 5] чаще всего применяют
( )
S
ϕ
-диаграмму изменения коэффициента продольной реакции
ϕ
от
коэффициента скольжения
S
. При этом максимальное значение ко-
эффициента сцепления соответствует максимальному значению
( )
S
ϕ
соответствующей диаграммы. В случае отсутствия боковой ре-
акции
y
R
в контакте
( )
( )
.
x x
S
S
ϕ ≡ ϕ
Вид диаграмм для различных поверхностей представлен на
рис. 1.