1
УДК 519.688
Численное решение сопряженной задачи
гиперзвуковой аэродинамики
и термомеханики термодеструктирующих конструкций
© Ю.И. Димитриенко
1
, А.А. Захаров
1
,
М.Н. Коряков
1
, Е.К. Сыздыков
2
, В.В. Минин
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия.
2
ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А.Я. Березняка», Дубна, Московская обл.,
141980, Россия
Сформулирована постановка сопряженной задачи аэрогазодинамики, внутреннего
тепломассопереноса и термопрочности теплозащитных конструкций гиперзвуко-
вых летательных аппаратов. Предложен метод численного решения этой задачи,
основанный на введении двух временных масштабов — «медленного» времени, со-
ответствующего характерному времени распространения тепла в конструкции
оболочки летательного аппарата, и «быстрого» времени, соответствующего ха-
рактерному времени установления внешнего аэродинамического потока. Представ-
лены примеры численного решения сопряженной задачи аэрогазодинамики и термо-
прочности элементов теплозащитных конструкций перспективного летательного
аппарата. Показано, что вследствие высоких температур аэродинамического на-
грева конструкций из полимерных композиционных материалов в них может проис-
ходить терморазрушение из-за термодеструкции полимерной фазы и образования
интенсивного внутреннего газообразования в материалах конструкции.
Ключевые слова:
аэрогазодинамика, внутренний тепломассоперенос, термопроч-
ность, гиперзвук, теплозащита, полимерные композиционные материалы, термо-
деструкция, численное моделирование.
Введение.
Освоение гиперзвуковых скоростей является перспек-
тивной комплексной проблемой высокотехнологичного развития,
в которой можно выделить такие составные части, как исследование
гиперзвуковой аэродинамики полета и теплообмена на поверхности
конструкций летательного аппарата, исследование теплофизики мате-
риалов конструкций и термопрочности конструкций, анализ и разра-
ботка материалов конструкций гиперзвуковых летательных аппаратов
(ГЛА), а также проблемы гиперзвуковой аэроупругости, управления
и др. Вопросам исследования гиперзвуковых аэродинамических ре-
жимов посвящено значительное количество работ, например [1–3].
Менее исследованы вопросы теплообмена при гиперзвуковых ско-
ростях [4], аэроупругости [5, 6]. Вопросы теплофизики материалов
и конструкций при высоких скоростях исследованы к настоящему
времени достаточно хорошо для ставших традиционными высоко-