3
Прочность гидравлических систем управления самолетом
нием случаев нагружения рулей и элеронов при полете в неспокойном
воздухе, и рулей направления при остановке двигателей, если:
•
М
аэр
≥
М
буст
+ доб
,
М
э.ш
= М
буст + доб
при
f
= 2,0;
•
М
аэр
<
М
буст + доб
,
М
э
.
ш
= М
аэр
при
f
= 2,0 или
М
э
.
ш
= М
буст + доб
при
f
= 1,5 в зависимости от того, какое из значений больше;
2) при нагружении рулей и элеронов в полете в неспокойном воз-
духе и рулей направления при остановке двигателей
М
э.ш
= М
аэр
при
f
= 1,5.
Здесь
М
аэр
— максимальный эксплуатационный (до уравновешива-
ния) шарнирный момент от аэродинамических сил, действующих на
органы управления в рассматриваемых случаях их нагружения;
М
буст + доб
— максимальный момент, развиваемый бустером при номи-
нальном давлении в гидросистеме и нулевой скорости перемещения
штока с учетом добавочного момента от ручки (штурвала, педали), ав-
томатических устройств и т. п. (при двухкамерных бустерах следует
рассматривать момент, развиваемый обеими камерами).
Детали управления рулем высоты (управляемым стабилизато-
ром).
Для деталей управления рулем высоты эксплуатационную на-
грузку на ручку (штурвал) управления (в месте приложения усилия
пилота) следует принимать по требованиям НЛГС [2]:
•
640 Н (65 кгс) при
m
взл
≤ 2 500 кг (
m
взл
— масса взлета);
•
1 180 Н (120 кгс) при
m
взл
≥10 000 кг.
Если управление рулем высоты осуществляется штурвалом, обод
которого состоит из двух отдельных частей (рогов), то указанная выше
нагрузка делится поровну между обоими рогами. Дополнительно рас-
сматривается действие только на один рог нагрузки, равной 65 % от
нагрузки, приведенной выше.
Детали управления рулем направления.
Эксплуатационная одно-
сторонняя (на одну педаль) нагрузка от ноги пилота:
•
880 Н (90 кгс) при
m
взл
≤ 2 500 кг;
•
1230 Н (125 кгс) при
m
взл
≥ 10 000 кг.
Нагрузку на педаль следует направлять по линии, соединяющей
центр сидения с точкой приложения ноги к педали. Для двухсторонней
нагрузки (одновременно на две педали) необходимо устанавливать на-
грузку, равную удвоенному усилию при односторонней нагрузке.
Детали управления элеронами.
Нагрузка прикладывается к руч-
ке вбок (в месте приложения усилия пилота), при штурвальном
управлении — вниз, по касательной к ободу штурвала с одной сторо-
ны. Эксплуатационная нагрузка на ручку:
•
320 Н (32,5 кгс) при
m
взл
≤ 2 500 кг;
•
640 Н (65 кгс) при
m
взл
≥ 10 000 кг.