85
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
стенки», когда температура или тепловой поток на поверхности яв-
ляются заданными величинами; либо из условия теплоизолированной
(адиабатической) стенки, когда предполагают отсутствие обмена те-
плоты между газом и стенкой. Прямые методы совместного решения
задачи газодинамики и теплообмена применительно к конструкции
также существуют, однако, как правило, они неэффективны с вычис-
лительной точки зрения. Дело в том, что в такой сопряженной задаче
аэродинамики и внутреннего теплообмена существуют два различных
временных масштаба: установления газового потока и прогрева стен-
ки конструкции ЛА, которые различаются на несколько порядков.
Поэтому совместное решение этих задач является весьма затратным
с точки зрения машинного времени. Использование же постановок
с априорно установившимся режимом течения не всегда обеспечи-
вает заданную точность решения, особенно для ЛА сложной формы
с наличием нескольких точек торможения потока. Кроме того, нели-
нейное граничное условие теплового баланса между газовым потоком
и корпусом ЛА препятствует применению унифицированных вычис-
лительных алгоритмов для совместного решения задач в газовой об-
ласти и в твердом теле.
В настоящей работе предложен новый алгоритм сопряженного ре-
шения задачи аэротермодинамики и внутреннего теплообмена, раз-
работано программное обеспечение для численной реализации это-
го алгоритма и проведена проверка этого алгоритма на модельной
конструкции ЛА. Алгоритм основан на прямом численном модели-
ровании аэротермодинамики с использованием модели 3-мерного по-
граничного слоя [5] и специального численного алгоритма решения
уравнения теплопроводности в конструкции летательного аппарата.
Данный подход не требует значительных вычислительных ресурсов
и постоянного повышения эффективности вычислительных техно-
логий генерации адаптивных сеток [6]. В предложенном подходе ис-
пользуются конечно-разностные схемы высокого порядка точности
с малой схемной диффузией [1, 7–12].
Математическая постановка сопряженной задачи аэротермо-
динамики и внутреннего теплообмена
. Рассмотрим носовую часть
конструкции ЛА, обтекаемую гиперзвуковым газовым потоком. Бу-
дем рассматривать три характерные области:
V
1
– область высоко-
скоростного течения идеального нетеплопроводного газового потока;
V
2
– область пограничного слоя, в котором решаются полные динами-
ческие уравнения Навье – Стокса для теплопроводного газа;
V
3
– об-
ласть, соответствующая стенке конструкции ЛА.
В области
V
1
имеет место система уравнений Эйлера, описываю-
щая поведение идеального нетеплопроводного газа: