ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
3
мики при различных связях между звеньями. Доказано, что в зависи-
мости от характера связи между тягачом и прицепом автопоезд может
иметь различные тяговые возможности в условиях бездорожья, и, как
правило, только раздельное перемещение звеньев системы позволяет
выполнить транспортную задачу в тяжелых дорожных условиях. В
этой связи необходимо на стадии проектирования прогнозировать ха-
рактеристики прямолинейного движения автопоезда по бездорожью
при буксировании прицепа движущимся тягачом в случае жесткой и
гибкой связи, буксировании прицепа неподвижным тягачом с исполь-
зованием лебедки и анкерно-упорного устройства.
Применение различных схем трансмиссии также оказывает суще-
ственное влияние на показатели тяговой динамики, а активизация ко-
лес прицепного звена или нескольких звеньев позволяет существенно
увеличить грузоподъемность системы в целом и, как следствие, по-
высить эффективность использования техники.
В настоящее время на этапе разработки наиболее эффективным
является прогнозирование характеристик проходимости транспортных
систем с использованием имитационного математического моделиро-
вания на ЭВМ. Проведение вычислительных экспериментов на ранних
стадиях создания объекта дает возможность исследовать эффектив-
ность движения при различных схемах трансмиссии, законах и алго-
ритмах управления отдельными узлами и агрегатами на совокупности
дорожных условий. Это позволяет разработчикам сокращать сроки до-
водочных испытаний и тем самым снижать стоимость разработки.
Для теоретического решения задач, связанных с динамикой ко-
лесных машин, основной проблемой является описание процесса
взаимодействия движителя с опорным основанием. Еще более слож-
ной является разработка адекватных реальным процессам моделей
для деформируемых опорных поверхностей.
Вопросам взаимодействия эластичного колесного движителя и
деформируемого опорного основания посвящено достаточно много
трудов как отечественных, так и зарубежных авторов [1]. Прежде
всего эти работы направлены на описание процесса взаимодействия
движителя с грунтом в функции его конструктивных параметров и
физико-механических свойств опорного основания. Следует отме-
тить, что теория взаимодействия эластичного колеса с деформируе-
мым опорным основанием в данном представлении весьма развита и
позволяет описывать такие явления, как образование колеи, бульдо-
зерный и экскавационный эффекты, уплотнение грунта и т. д. При
этом целью исследований является выбор оптимальных параметров
конструкции колеса, как правило, по критериям обеспечения макси-
мальной силы тяги, минимизации затрат на движение и уменьшения
вредного воздействия на почву.
Однако когда движитель уже создан и необходимо исследовать
его возможности в составе колесной машины для оценки, например,
средней скорости движения на заданном маршруте, рационального
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...18