Т. Синюань, В.П. Подчезерцев
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017
методика для определения масштабных коэффициентов, постоянных
составляющих погрешности и погрешностей от ускорения. Многопо-
зиционный метод применяют как для оценки компонентов модели
погрешности, так и масштабных коэффициентов ДНГ, динамический
метод, связанный с вращением платформы стенда, — только для
определения масштабных коэффициентов ДНГ.
Как правило, изготовление и настройку гироскопических прибо-
ров выполняют на современных прецизионных испытательных стен-
дах [1, 5], измерительные системы которых включают в себя преци-
зионные
оптические устройства и цифровые системы обработки ин-
формации в реальном времени
, а также точные приводные системы,
обеспечивающие высокую точность калибровки. Поэтому они явля-
ются достаточно сложными и дорогими устройствами, цена которых
составляет более 100 000 долл., что приводит к повышению себесто-
имости изготовления и испытаний гироскопа.
В связи с этим представляет интерес оценка возможности высо-
коточной калибровки параметров ДНГ с помощью специализирован-
ного двухосного поворотного стенда, который имеет приемлемую
точность [6]. Для реализации данной методики была поставлена за-
дача разработать соответствующую математическую модель соб-
ственной скорости прецессии ДНГ в режиме датчика угловой скоро-
сти (ДУС), учитывающую реальную ориентацию платформы пово-
ротного стенда относительно опорной СК, связанной с основанием
стенда. Точность калибровки при данном методе, помимо соответ-
ствующего алгоритма обработки данных с гироскопа, предполагает
соблюдение определенных требований к точной повторяемости по-
ложений, обеспечиваемой механикой и конструкцией стенда [7].
Математическая модель движения гироскопа.
Для оценки со-
ставляющих дрейфа гироскопа и его масштабных коэффициентов
была использована математическая модель [1, 3, 8], описывающая
движение ротора в установившемся режиме. Согласно работам [9–11],
имеется много факторов, определяющих точность ДНГ, в том числе
смещение центра масс ротора вдоль его оси вращения, квадратурные
и газодинамические моменты, изменение скорости вращения приво-
да, нестабильность температуры окружающей среды и т. д. В данной
работе представлена методика измерения параметров ДНГ на специ-
ализированном стенде [6], имеющем малые габаритные размеры,
простую конструкцию и низкую себестоимость. Поскольку измере-
ние параметров ДНГ проводится в режиме ДУС, ротор в установив-
шемся режиме находится относительно корпуса в неизменном поло-
жении, обеспечиваемом контуром обратной связи, и угловые скоро-
сти ротора
р
ω
и корпуса
ω
равны между собой, т. е.
р
.
=ω ω
(1)