Previous Page  20 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 24 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко

20

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

Задача оптимизации траектории трехимпульсного перелета ре-

шена для случая конечной тяги. Проведено сравнение градиентного

метода и квазиньютоновского метода Пауэлла для случая конечной

тяги, показавших похожие результаты.

Использование градиентного метода и квазиньютоновского ме-

тода Пауэлла совместно с линейной аппроксимацией в случае конеч-

ной тяги при незначительных гравитационных потерях (δ

V

гр

=

= 0,05 м/с) обеспечивает хорошую сходимость задачи оптимизации.

В качестве начальных приближений законов управления на всех

участках можно задать простейшие законы управления: γ

0

= 270°,

0



=

= 0°/с, α

0

= 180°,

0



= 0°/с — для

первого

и

третьего

; γ

0

= 90°,

0



=

= 0°/с, α

0

= 0°,

0



= 0°/с — для

второго

. При выполнении оптимиза-

ции каждого из активных участков вне зависимости от метода опти-

мизации задача сходится за 10-15 итераций, время расчета составляет

около 2-3 мин.

Действие возмущений от гравитационных полей Земли и Солнца

приводит к тому, что траектории трехимпульсного и «трехимпульс-

ного» перехода КА сильно эволюционируют. Особенно сильно они

изменяются вблизи апсидальной точки α

1

. Поиск оптимальных зако-

на управления и точки приложения второго импульса (точки

Р

2

)

смещает ее в область пролета апоцентра α

1

.

Оптимальный закон управления по углу атаки α на втором актив-

ном участке α(

t

) = 31,173 — 0,3835 град/c свидетельствует об изме-

нении формы орбиты в смещенной точке

Р

2

. Таким образом, исполь-

зуя действие возмущений от гравитационных полей Земли и Солнца,

можно сократить значение

второго

импульса по сравнению с апси-

дальным решением.

Реальный трехимпульсный переход по орбитам вокруг Луны для

«плоского» случая оптимизации при учете конечности тяги можно

выполнить практически с теми же затратами, что и для «плоского»

варианта с импульсной тягой. Гравитационные потери на всех актив-

ных участках малы и не превышают 5 см/с, т. е. δ

V

гр < 0,05 м/с. Вы-

игрыш «плоского» варианта ориентации тяги по сравнению с апси-

дальным решением по конечной массе КА составил ~0,233 кг. При

этом, как и в случае импульсной тяги, результаты показали, что во

второй точке, в конце разгона, вектор тяги также не направлен по

вектору текущей скорости. Это отличает данный случай оптимизации

от классического, описанного Д.Ф. Лоуденом [9].

Параметры оптимизации при «плоском» управлении по углам γ

и α для конечной тяги по характеристикам похожи между собой

и лишь немного отличаются от апсидального решения.

В начале

третьего

активного участка траектории тяга направле-

на точно против скорости (

3

= 180°), что хорошо согласуется с усло-