Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Общая методология совместного применения операторного и атоматического…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017 5

применялся на «Луноходе-1» и «Луноходе-2». Группа операторов со-

ставляла пять человек. По свидетельству водителя «Лунохода-1», «Лу-

нохода-2» В.Г. Довганя и с учетом времени поступления сигнала

с Земли до Луны 1,3 с, времени обратного прохождения сигнала

и аппаратной задержки, минимальное время до момента подачи сле-

дующей команды составляло 4,1 с. В.Г. Довгань сообщил, что при

существовавшем в то время «малокадровом» телевидении изображе-

ние поверхности Луны на экране «замирало» чуть ли не на 20 с, хотя

луноход в это время продолжал движение [6]. Такие задержки во

времени получения новой информации создавали значительные

трудности для управления движением лунохода, тем не менее позво-

ляли использовать операторный способ управления.

В случае с марсоходами, в зависимости от взаимного положения

Земли и Марса, сигнал с одной планеты до другой может идти от 3 до

12 мин. И если в случае с первым марсоходом Pathfinder его движе-

нием управляли только с Земли, то для марсоходов Spirit, Opportunity

и Curiosity уже было разработано автоматическое управление его

движением. Такое управление применялось в случаях, когда, по ви-

зуальной оценке операторов, местность в направлении движения

марсохода была несложной для движения.

К достоинствам операторного способа можно отнести его боль-

шую надежность и способность лучше находить решение для выхода

из непредвиденных ситуаций на маршруте, к недостаткам — следу-

ющие:

невозможность управления движением планетохода при его вы-

ходе из зоны радиовидимости;

меньшая общая скорость перемещения в случае значительной за-

держки радиосигнала;

проблемы с субъективной человеческой оценкой характера рель-

ефа в некоторых случаях освещения местности;

связанная с последним недостатком невозможность обнаружи-

вать препятствия перед планетоходом в отдельных случаях.

Автоматическое управление движением лунохода.

Для устра-

нения этих недостатков был разработан способ управления движения

луноходом с помощью системы технического зрения (СТЗ), когда пла-

нирование маршрута движения и его выполнение проводятся полно-

стью автономно на борту лунохода. Такая система включает в себя две

стереотелекамеры, датчики лунохода и бортовой спецпроцессор с про-

граммно-алгоритмическим обеспечением (ПАО). В спецпроцессоре

выполняется обработка стереоизображений местности перед марсохо-

дом, строится трехмерная цифровая модель этой местности (Digital

Terrain Model — DTM) и планируется маршрут движения марсохода

(Patch planning).