С.П. Буслаев, В.А. Воронцов, О.С. Графодатский, А.М. Крайнов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2017
и луноходов. При этом актуальной становится проблема управления
движением лунохода в условиях отсутствия освещения в таких «ноч-
ных» кратерах.
Целью настоящей работы является разработка предложений по
формированию логики управления движением лунохода в «ночных»
кратерах Луны, а также рекомендаций по реализации такой логики
с учетом опыта эксплуатировавшихся ранее планетоходов и прово-
дившихся ранее исследований в НПО им. С.А. Лавочкина и других
научных центрах.
Применение бортовых осветителей для освещения местности
перед луноходом.
В качестве примера (рис. 1) рассмотрим один из
кратеров на Южном полюсе Луны — кратер Шеклтона [2]. Глубина
этого кратера составляет около 3000 м и ширина почти 20 000 м.
Кратер был образован почти 3 млрд лет тому назад, его внутренняя
поверхность сильно изрезана бороздами и ущельями. Управление
движением лунохода на подобной местности внутри кратера пред-
ставляет значительные проблемы.
Рис. 1.
Кратер Шеклтона на Луне [2]
На рис. 1 видно, что внутри кратера существует вечная ночь,
а источником освещения является только звездное небо. Для освеще-
ния местности перед луноходом предлагается применение бортовых
осветителей, установленных на луноходе. При этом большое значе-
ние имеет место расположения осветителей относительно телекамер
лунохода.
Руководитель разработки телевизионных систем советских луно-
ходов, сотрудник АО «Российские космические системы» (РКС)