1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017 1

УДК

629.05 DOI 10.18698/2308-6033-2017-8-1664

Коррекция углов ориентации в бесплатформенных

инерциальных навигационных системах

© А.Ю. Егорушкин

1,2

, В.И. Мкртчян

1,2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

ООО «ТеКнол», Москва, 117246, Россия

Координаты, скорость и углы ориентации объекта определяет бесплатформенная

инерциальная навигационная система, главным недостатком которой является

накопление ошибок с течением времени. В связи с этим для коррекции бесплатфор-

менной инерциальной навигационной системы предлагаются методы, основанные на

использовании спутниковой навигационной системы, которые позволяют уменьшить

ошибки определения углов ориентации. Один метод дает возможность оценить и

скомпенсировать инструментальные погрешности, другой — использует внешнюю

информацию от спутниковой системы для демпфирования ошибок бесплатформен-

ной инерциальной навигационной системы. Рассмотрена также модель ошибок и про-

ведено сравнение обоих методов. Их работоспособность подтверждают результаты

испытаний инерциальной системы на вертолете.

Ключевые слова:

инерциальная навигационная система, гироскоп, акселерометр,

спутниковая навигационная система

Введение.

Принцип действия бесплатформенных инерциальных

навигационных систем (БИНС) подразумевает одновременное реше-

ние задач навигации и ориентации подвижного объекта. В частности,

результатом решения задачи ориентации для летательных аппаратов

являются углы географического курса, тангажа и крена. Точность та-

кого решения зависит от качества чувствительных элементов — дат-

чиков угловой скорости и акселерометров. Для повышения точности

навигационной системы используют интегрированные системы, в ко-

торых для коррекции ошибок БИНС применяются внешние источни-

ки информации. В большинстве случаев таковым источником являет-

ся приемник спутниковой навигационной системы (СНС). Коррекция

ошибок по скорости и местоположению осуществляется сравнительно

легко, поскольку именно эти параметры определяет приемник СНС.

Больший интерес представляет проблема коррекции углов ориентации,

так как эти параметры не подлежат измерению приемником СНС.

В настоящей статье рассматриваются методы, позволяющие по-

высить точность определения углов ориентации в случае коррекции

БИНС с помощью приемника СНС. Их работоспособность подтвер-

ждена результатами испытаний.

В качестве объекта испытаний использована БИНС «КомпаНав-5.1»

(ООО «ТеКнол»), установленная на вертолете Ми-8, совершающем