Создание, совершенствование конструкции, перспектива развития…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017 9
При проведении внешнего осмотра цистерны по окончании ис-
пытаний было установлено следующее:
по всей длине оболочки цистерны образовались трещины
различной конфигурации и длины (от 0,2 до 1,5 м) вследствие
температурных воздействий сконденсировавшегося воздуха, нижний
предел рабочей температуры кожуха из стали 09Г2С составил 70
С, а
самая низкая температура кожуха в ходе эксперимента достигала 74 К,
что было зафиксировано температурными датчиками, установленными
на кожухе емкости;
в процессе эксперимента пожаровзрывоопасной ситуации не
возникало; появившиеся трещины на оболочке и хребтовой балке рамы
экипажной части цистерны образовались вследствие скапливания
жидкого воздуха в нижней части теплоизоляционной полости; по
окончании эксперимента были проведены восстановительные работы, и
цистерна своим ходом была отправлена на предприятие-изготовитель.
В выводах комиссии по результатам эксперимента было предложе-
но в дальнейшем оболочку цистерны изготавливать из низколегиро-
ванной стали 12Х18Н10Т.
Результаты экспериментальных исследований показали, что даже
при возникновении крайне аварийной ситуации с транспортной же-
лезнодорожной цистерной ЖВЦ-100М в условиях железной дороги
можно обеспечить безопасность самой цистерны, а также предотвра-
тить негативное воздействие на окружающую среду.
Это позволило при создании железнодорожных транспортных аг-
регатов нового поколения и особенно контейнеров-цистерн для жид-
кого водорода использовать результаты, полученные в процессе уни-
кальных экспериментальных исследований.
Следующей решаемой задачей стало совершенствование запор-
ной арматуры и контрольно-измерительных приборов.
Создание вакуумной запорной арматуры в гидравлической части
вентиля обеспечило уменьшение теплопритока к жидкому водороду в
процессе слива (у потребителя) и обмерзание корпуса запорного вен-
тиля. Одновременно в узле клапан — седло запорного вентиля вме-
сто поликарбонатного (применяемого на цистернах для жидкого кис-
лорода) было внедрено дифлоновое уплотнение, что обеспечило пол-
ную герметичность в узле седло — клапан запорного устройства.
Местный уровнемер жидкого водорода, используемый на цистерне
ЖВЦ-100, был заменен дистанционным прибором типа ДМКВ, пи-
тающимся от автомобильного аккумулятора и устанавливаемом в
шкафу цистерны. Это обеспечивало не только местное измерение
уровня водорода, но и выдачу электрического сигнала на дистанци-
онный пульт управления заправкой и сливом как на заводе — напол-
нителе водородом цистерны, так и при сливе у потребителя компо-
нента ракетного топлива.