О.Я. Черемных
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
Арматуру проектировали специально, поскольку низкая темпера-
тура сжижения и затвердевания жидкого водорода требовала наличия
более совершенных тепловых мостов, чтобы исключить обмерзание ор-
ганов управления сконденсировавшейся влагой атмосферного воздуха,
а также соответствующего материала уплотнителя в узле седло —
клапан для обеспечения герметичности в системе коммуникаций
трубопроводов цистерны. Тепловые мосты арматуры газосброса вы-
полняли с сильфонным уплотнением (компенсаторами), исключаю-
щим утечку паров водорода в атмосферу.
Малые размеры арматурного шкафа цистерны натолкнули на ре-
шение выполнить трубы слива — налива водорода из нижней части
днища оболочки в виде штыкового соединения Джонсона. В него
вставляли соответствующий элемент вентиля слива — налива, изго-
товленного как одно целое с имеющим экранно-вакуумную тепло-
изоляцию коллектором слива — налива. Концевые элементы коллек-
тора соединяли с приемными металлорукавами также штыковыми
соединениями. В них тепловой мост между холодным и теплым
участками был максимально удлинен и не допускал обмерзания со-
единения. Сосуд цистерны теплоизолировали матами многослойной
изоляции из перемежающихся слоев алюминиевой фольги и стекло-
холста. Из опасения сдвижки слоев экранов при железнодорожной
транспортировке водорода при высоких динамических нагрузках
теплоизоляционное пространство емкости дополнительно засыпали
порошком — аэрогелем, что дало возможность увеличить время
бездренажной транспортировки водорода.
Всего за период 1966–1968 гг. было изготовлено 60 цистерн мо-
дели 8Г514. В эксплуатации они находились недолго вследствие не-
большого полезного объема сосуда емкости, низкого рабочего давле-
ния и недостаточно эффективной теплоизоляции, что требовало при
эксплуатации частых остановок в пути следования для сброса паров в
атмосферу из емкости цистерны.
Однако опыт эксплуатации этих цистерн подтвердил реальность
безопасной транспортировки жидкого водорода в условиях железной
дороги, и поэтому появилась возможность создать более совершен-
ные, более эффективные железнодорожные цистерны и контейнеры-
цистерны для мультимодальных перевозок жидкого водорода.
Создание конструкции, разработка технологии транспорти-
ровки жидкого водорода в железнодорожных цистернах модели
ЖВЦ-100.
При создании железнодорожной цистерны (рис. 3) для
доставки жидкого водорода на космодром Байконур решали [5]
следующие задачи:
увеличение перевозимой массы жидкого водорода по сравнению
с железнодорожной цистерной 8Г514 с 2,0 до 7,0 т за счет увеличения
объема внутреннего сосуда с 33 до 119 м
3
;