Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

О.Я. Черемных

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017

Последующие испытания цистерны ЖВЦ-100М на жидком водо-

роде показали, что при вакууме в межстенном пространстве емкости

5·10

–5

мм рт. ст. потери водорода в ней в сутки составили 0,75…0,8 %.

Дальнейшие работы в этом направлении были приостановлены ввиду

прекращения программ «Энергия — Буран».

Следующим этапом совершенствования конструкции ЖВЦ-100М

и технологии транспортировки стало решение проблемы повышения

безопасности при транспортировке жидкого водорода в условиях же-

лезной дороги.

В условиях эксплуатации транспортной цистерны с жидким во-

дородом могла возникнуть реальная опасность нарушения целостно-

сти оболочки емкости, например, из-за ее пробоя автосцепкой при пе-

реформировании состава в пути следования или схода с рельс экипаж-

ной части цистерны с последующим опрокидыванием (данный факт

был зафиксирован на заводе — изготовителе компонента). Транспор-

тировка жидкого водорода осуществлялась связкой из пяти цистерн с

вагонами прикрытия и вагоном с сопровождающим персоналом в со-

ставе грузового поезда общего назначения. Общее количество одно-

временно перевозимого жидкого водорода составляло 36,7 т.

При такой его массе последствия потери вакуума в теплоизоли-

рующей полости емкости цистерны могли быть непредсказуемыми.

Поэтому было принято решение в условиях испытательного полигона

провести исследовательские работы на штатной цистерне ЖВЦ-100М

с экранно-вакуумной теплоизоляцией с имитацией потери вакуума че-

рез вакуумный вентиль, установленный на кожухе цистерны.

Предварительно были разработаны, изготовлены и испытаны на

производительность на стендах предприятия предохранительные кла-

паны жидкости, обеспечивающие сброс давления паров водорода при

полной потере вакуума в изоляционной полости емкости без превы-

шения давления в сосуде выше допустимого. Сброс паров водорода из

емкости через предохранительные устройства должен быть безопас-

ным относительно окружающих предметов на железной дороге.

В ходе экспериментальных исследований нужно было установить:

темп роста давления в сосуде емкости с жидким водородом;

адекватность выполненных расчетов по проходным сечениям

предохранительных клапанов;

риск при возникновении аварийной ситуации вследствие

разгерметизации емкости цистерны с жидким водородом;

оценка теплопроводности экранно-вакуумной теплоизоляции

при внезапной потере вакуума в изоляционной полости емкости.

В ходе экспериментальных исследований предохранительный

клапан обеспечил полный сброс нарастающего давления паров водо-

рода в сосуде емкости.