Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

О.Я. Черемных

12

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017

что дало возможность исключить применение биметаллических пере-

ходников между алюминиевым сосудом и трубопроводами цистерны,

изготавливаемых из нержавеющей стали, что часто было причиной

негерметичности в этом соединении.

Снижение рабочего давления в сосуде при транспортировке жид-

кого водорода до 0,25 МПа позволило увеличить перевозимую массу

водорода с 7000 до 7500 кг [9]. За счет применения более эффектив-

ного адсорбента — селикогеля и технологии его применения в про-

цессе эксплуатации цистерны ЖВЦ-100М2 удалось уменьшить поте-

ри водорода до 0,7…0,8 % в сутки (таблица).

Технические характеристики железнодорожных цистерн для жидкого водорода

Наименование параметра

Модель железнодорожной цистерны

ЖВЦ-100

ЖВЦ-100М

ЖВЦ-100М2

Геометрический объем, м

3

119

119

119

Рабочее давление в сосуде,

МПа

0,25

0,25

0,25

Перевозимая масса водоро-

да в емкости, кг

7000

7000

7500

Тип железнодорожной те-

лежки

Трехосная

Трехосная

Двухосная

Тип теплоизоляции

Многослойно-

порошково-

вакуумная

Многослойно-

порошково-

вакуумная

Многослойно-

вакуумная с ча-

стичной засып-

кой порошком

Потери жидкого водорода

от испарения, % в сутки

1,2

1,2

0,8

Масса цистерны, кг

87 800

87 800

73 500

Габарит емкости

Габаритные размеры емко-

сти, мм:

длина

23 600

23 600

23 600

ширина

3180

3180

3180

высота

3770

3770

3770

Примечание.

Способ выдачи водорода из емкости верхний, с наддувом от сторонне-

го источника; материал сосуда — алюминиевый сплав АМг-5; материал оболочки —

сталь 09Г2С.

Перспективы создания железнодорожной цистерны нового

поколения ЖВЦ-100М3.

АО «Уралкриомаш» произвел в интересах госкорпорации «Рос-

космос» в период 1967–1993 гг. более 100 единиц железнодорожных

цистерн для транспортировки жидкого водорода:

1967–1972 гг. — 57 цистерн ЖВЦ-100 в целях выполнения совет-

ской программы лунных пилотируемых полетов для ракетно-косми-

ческой системы «Н1-Л3»;