О.Я. Черемных
12
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
что дало возможность исключить применение биметаллических пере-
ходников между алюминиевым сосудом и трубопроводами цистерны,
изготавливаемых из нержавеющей стали, что часто было причиной
негерметичности в этом соединении.
Снижение рабочего давления в сосуде при транспортировке жид-
кого водорода до 0,25 МПа позволило увеличить перевозимую массу
водорода с 7000 до 7500 кг [9]. За счет применения более эффектив-
ного адсорбента — селикогеля и технологии его применения в про-
цессе эксплуатации цистерны ЖВЦ-100М2 удалось уменьшить поте-
ри водорода до 0,7…0,8 % в сутки (таблица).
Технические характеристики железнодорожных цистерн для жидкого водорода
Наименование параметра
Модель железнодорожной цистерны
ЖВЦ-100
ЖВЦ-100М
ЖВЦ-100М2
Геометрический объем, м
3
119
119
119
Рабочее давление в сосуде,
МПа
0,25
0,25
0,25
Перевозимая масса водоро-
да в емкости, кг
7000
7000
7500
Тип железнодорожной те-
лежки
Трехосная
Трехосная
Двухосная
Тип теплоизоляции
Многослойно-
порошково-
вакуумная
Многослойно-
порошково-
вакуумная
Многослойно-
вакуумная с ча-
стичной засып-
кой порошком
Потери жидкого водорода
от испарения, % в сутки
1,2
1,2
0,8
Масса цистерны, кг
87 800
87 800
73 500
Габарит емкости
1Т
1Т
1Т
Габаритные размеры емко-
сти, мм:
длина
23 600
23 600
23 600
ширина
3180
3180
3180
высота
3770
3770
3770
Примечание.
Способ выдачи водорода из емкости верхний, с наддувом от сторонне-
го источника; материал сосуда — алюминиевый сплав АМг-5; материал оболочки —
сталь 09Г2С.
Перспективы создания железнодорожной цистерны нового
поколения ЖВЦ-100М3.
АО «Уралкриомаш» произвел в интересах госкорпорации «Рос-
космос» в период 1967–1993 гг. более 100 единиц железнодорожных
цистерн для транспортировки жидкого водорода:
1967–1972 гг. — 57 цистерн ЖВЦ-100 в целях выполнения совет-
ской программы лунных пилотируемых полетов для ракетно-косми-
ческой системы «Н1-Л3»;