Previous Page  7 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 19 Next Page
Page Background

Создание, совершенствование конструкции, перспектива развития…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017 7

По статистическим данным (НИИМаш, г. Нижняя Салда, стендо-

вая отработка ЖРД на водороде), за один из контрольных периодов

эксплуатации железнодорожных цистерн ЖВЦ-100 при 10-суточной

транспортировке от завода — производителя жидкого водорода

(г. Чирчик, Узбекистан) до потребителя (НИИМаш) и 5-суточного

ожидания слива в хранилище у потребителя из 3954 т водорода, за-

полнившие цистерны на заводе — изготовителе компонента ракетно-

го топлива, потери при транспортировке составили 573 т, т. е. 14,5 %.

Поиск дальнейших путей снижения испаряемости водорода в ци-

стернах ЖВЦ-100М осуществляли с применением следующих видов

теплоизоляции:

порошково-вакуумной;

моногослойно-вакуумной;

многослойно-порошково-вакуумной (при различном уровне

засыпки аэрогелем теплоизоляционной полости емкости).

Результаты испытаний цистерн ЖВЦ-100М, емкости которых были

выполнены со слоисто-вакуумной изоляцией (СВИ), показали, что

суточная испаряемость жидкого водорода при транспортировке соста-

вила 1,4 %. Это объяснялось низкой эффективностью СВИ в районе си-

ловых элементов цистерны (опор и цепей) в нижней части емкости.

Испытания цистерны ЖВЦ-100М с порошково-вакуумной тепло-

изоляцией емкости при ширине межстенного зазора в изоляционном

пространстве 250…275 мм, засыпанного аэрогелем, определили ис-

паряемость водорода в цистерне для данного класса изоляции на

уровне 1,45…1,5 % в сутки. Это можно объяснить недостаточной шири-

ной межстенного зазора, засыпаемого теплоизолирующим порошком,

увеличение которого возможно только за счет уменьшения диаметра

сосуда (внешний габарит цистерны 1Т строго определен ГОСТом),

которое приведет к уменьшению перевозимой массы водорода.

Испытания цистерн ЖВЦ-100М со слоисто-порошково-вакуумной

теплоизоляцией емкости (120 слоев СВИ на основе матов ЭФТИ-2В-25

и 5,5 т аэрогеля) при вакууме в межстенном пространстве емкости на

уровне 5·10

–3

мм рт. ст. (133,322 Па) показали, что суточные потери

водорода в цистерне составляют 1,15…1,2 %.

В дальнейшем было принято решение засыпку аэрогелем произ-

водить только в нижней части емкости в районе цепей и опор, что

обеспечивало экранирование теплоизолирующим порошком труднодо-

ступных мест для нанесения слоисто-вакуумной теплоизоляции [8].

Для создания более глубокого вакуума в межстенном простран-

стве емкости для эффективной работы СВИ вне засыпанного в ниж-

ней части емкости аэрогеля была предложена технология

горячего

азотного полоскания

от остаточных газов и последующее вакууми-

рование межстенного пространства вакуумной полости до значения

1·10

–3

мм рт. ст. в теплом состоянии.