О.Я. Черемных
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
баллонами со сжатым гелием и системой его подачи для продувки. В
дальнейшем весь парк цистерн ЖВЦ-100 после проведения научно-
исследовательских работ оснастили коммуникациями безопасных
дренажных устройств (БДУ), в которых пары водорода после соот-
ветствующей продувки прогревали в теплообменнике и сбрасывали в
атмосферу со скоростью, исключающей смешение водорода и возду-
ха. Стало возможным осуществление сброса давления из цистерн без
удаления их в тупики;
обоснование коэффициента заполнения емкости жидким водо-
родом в процессе транспортировки.
Выбор коэффициента заполнения емкости ЖВЦ-100 (К = 0,85)
тесно связан с обоснованием максимального рабочего давления в ем-
кости при транспортировке с учетом теплофизических свойств жид-
кого водорода.
Совершенствование конструкции железнодорожной цистер-
ны для транспортировки жидкого водорода ЖВЦ-100М.
Поста-
новлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 г. о разработ-
ке и изготовлении МКС «Энергия — Буран», для которой требова-
лось значительно большее количество жидкого водорода как для
стартового комплекса, так и для стендовой отработки ЖРД, было
принято решение о совершенствовании железнодорожной цистерны
ЖВЦ-100, получившей индекс ЖВЦ-100М (рис. 4).
Рис. 4.
Железнодорожная цистерна модели ЖВЦ-100М для транспортировки
жидкого водорода
На этом этапе предусматривалось решение принципиальных за-
дач по совершенствованию конструкции ЖВЦ-100, и прежде всего
по снижению потерь жидкого водорода при транспортировке до
уровня 1,2 % в сутки и ниже вместо 1,6 % в сутки для ЖВЦ-100.