Previous Page  6 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 19 Next Page
Page Background

О.Я. Черемных

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017

баллонами со сжатым гелием и системой его подачи для продувки. В

дальнейшем весь парк цистерн ЖВЦ-100 после проведения научно-

исследовательских работ оснастили коммуникациями безопасных

дренажных устройств (БДУ), в которых пары водорода после соот-

ветствующей продувки прогревали в теплообменнике и сбрасывали в

атмосферу со скоростью, исключающей смешение водорода и возду-

ха. Стало возможным осуществление сброса давления из цистерн без

удаления их в тупики;

обоснование коэффициента заполнения емкости жидким водо-

родом в процессе транспортировки.

Выбор коэффициента заполнения емкости ЖВЦ-100 (К = 0,85)

тесно связан с обоснованием максимального рабочего давления в ем-

кости при транспортировке с учетом теплофизических свойств жид-

кого водорода.

Совершенствование конструкции железнодорожной цистер-

ны для транспортировки жидкого водорода ЖВЦ-100М.

Поста-

новлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 г. о разработ-

ке и изготовлении МКС «Энергия — Буран», для которой требова-

лось значительно большее количество жидкого водорода как для

стартового комплекса, так и для стендовой отработки ЖРД, было

принято решение о совершенствовании железнодорожной цистерны

ЖВЦ-100, получившей индекс ЖВЦ-100М (рис. 4).

Рис. 4.

Железнодорожная цистерна модели ЖВЦ-100М для транспортировки

жидкого водорода

На этом этапе предусматривалось решение принципиальных за-

дач по совершенствованию конструкции ЖВЦ-100, и прежде всего

по снижению потерь жидкого водорода при транспортировке до

уровня 1,2 % в сутки и ниже вместо 1,6 % в сутки для ЖВЦ-100.