Previous Page  13 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 19 Next Page
Page Background

Создание, совершенствование конструкции, перспектива развития…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017 13

1985–1990 гг. — 54 цистерны ЖВЦ-100М2 для выполнения про-

граммы «Энергия-Буран»;

1990–1993 гг. — 5 цистерн ЖВЦ-100М2 для доставки жидкого

водорода на испытательные стенды на космодром Байконур и на по-

лигон «НИИМаш» (г. Нижняя Салда);

2016 г. – настоящее время — разработка конструкции цистерны но-

вого поколения ЖВЦ-100М3 в интересах госкорпорации «Роскосмос».

Ввод в эксплуатацию нового российского космодрома «Восточ-

ный» в Сибири и расположение основных заводов — производителей

жидкого водорода в дальнем зарубежье (г. Чирчик, Узбекистан,

г. Днепродзержинск, Украина) и только один завод в России (г. Серги-

ев-Посад, Московская обл.), соответственно, выдвигает и новые допол-

нительные требования к техническим характеристикам цистерны:

установку на экипажной части цистерны (платформе) «защиты»

от возможной пробивки емкости автосцепкой соседней цистерны на

сортировочных горках;

снижение потерь водорода при транспортировке до уровня 0,5 %

в сутки и увеличение времени бездренажной транспортировки

до 15–20 сут;

установление на цистернах датчиков, позволяющих отслеживать

местонахождение цистерны.

Для решения этих задач необходимо осуществить следующие

мероприятия:

разработать усовершенствованный вид слоисто-вакуумной

теплоизоляции за счет внедрения новых эффективных составляющих

изоляции: металлизированной пленки и прокладочного материала;

ввести перфорации и гофрирования пакетов изоляции;

применить стеклопластиковые стержни, опоры с низкой тепло-

проводимостью и увеличенной прочностью;

усовершенствовать вакуумирование теплоизоляционной полости

цистерны за счет применения современных высокоэффективных

вакуумных насосов.

Транспортировка жидкого водорода в контейнерах-цистернах.

В настоящее время большое внимание в России и за рубежом уделя-

ется разработке и созданию криогенных контейнеров-цистерн для

транспортировки сжиженных кислорода, азота, метана, этилена.

Транспортировка их в контейнерах-цистернах обеспечивает эффек-

тивные мультимодальные (смешанные) перевозки криогенных жидко-

стей. Эти перевозки характеризуются следующими преимуществами:

возможностью перевозки криогенных компонентов в контей-

нерах-цистернах автомобильным, железнодорожным и морским

транспортом;