Создание, совершенствование конструкции, перспектива развития…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017 13
1985–1990 гг. — 54 цистерны ЖВЦ-100М2 для выполнения про-
граммы «Энергия-Буран»;
1990–1993 гг. — 5 цистерн ЖВЦ-100М2 для доставки жидкого
водорода на испытательные стенды на космодром Байконур и на по-
лигон «НИИМаш» (г. Нижняя Салда);
2016 г. – настоящее время — разработка конструкции цистерны но-
вого поколения ЖВЦ-100М3 в интересах госкорпорации «Роскосмос».
Ввод в эксплуатацию нового российского космодрома «Восточ-
ный» в Сибири и расположение основных заводов — производителей
жидкого водорода в дальнем зарубежье (г. Чирчик, Узбекистан,
г. Днепродзержинск, Украина) и только один завод в России (г. Серги-
ев-Посад, Московская обл.), соответственно, выдвигает и новые допол-
нительные требования к техническим характеристикам цистерны:
установку на экипажной части цистерны (платформе) «защиты»
от возможной пробивки емкости автосцепкой соседней цистерны на
сортировочных горках;
снижение потерь водорода при транспортировке до уровня 0,5 %
в сутки и увеличение времени бездренажной транспортировки
до 15–20 сут;
установление на цистернах датчиков, позволяющих отслеживать
местонахождение цистерны.
Для решения этих задач необходимо осуществить следующие
мероприятия:
разработать усовершенствованный вид слоисто-вакуумной
теплоизоляции за счет внедрения новых эффективных составляющих
изоляции: металлизированной пленки и прокладочного материала;
ввести перфорации и гофрирования пакетов изоляции;
применить стеклопластиковые стержни, опоры с низкой тепло-
проводимостью и увеличенной прочностью;
усовершенствовать вакуумирование теплоизоляционной полости
цистерны за счет применения современных высокоэффективных
вакуумных насосов.
Транспортировка жидкого водорода в контейнерах-цистернах.
В настоящее время большое внимание в России и за рубежом уделя-
ется разработке и созданию криогенных контейнеров-цистерн для
транспортировки сжиженных кислорода, азота, метана, этилена.
Транспортировка их в контейнерах-цистернах обеспечивает эффек-
тивные мультимодальные (смешанные) перевозки криогенных жидко-
стей. Эти перевозки характеризуются следующими преимуществами:
возможностью перевозки криогенных компонентов в контей-
нерах-цистернах автомобильным, железнодорожным и морским
транспортом;