О.Я. Черемных
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
наиболее эффективной теплоизоляции емкости транспортного сред-
ства и создания глубокого вакуума в межстенном теплоизоляционном
пространстве. Требования по восприятию транспортных ударных
нагрузок в условиях железной дороги в совокупности с низкой темпе-
ратурой жидкого водорода следовало учитывать в конструкторских
решениях силовых элементов (опор, узлов, подвесок) в схеме сосуд —
оболочка — рама платформы.
Следующими важными вопросами, обусловливающими безопас-
ную транспортировку жидкого водорода, стали создание безопасного
дренирования паров водорода из емкости в пути следования и уро-
вень (коэффициент) заполнения цистерны. При выборе коэффициен-
та заполнения емкости с жидким водородом необходимо учитывать
максимальное рабочее давление в ней при транспортировке и тепло-
физические свойства жидкого водорода.
Еще одной проблемой, решаемой при создании транспортного
изделия, оказалось сохранение качества жидкого водорода, посколь-
ку обогащение его примесями (твердыми или растворенными) в ко-
нечном итоге влияет на энергетическую характеристику двигатель-
ной установки космического аппарата [4].
При транспортировке жидкого водорода решение задачи разработки
мероприятий в случае возникновения аварийной ситуации, такой, как
потеря вакуума в теплоизоляционной полости емкости, является перво-
степенным и определяющим в выборе конструкции цистерны.
Решение проблемы создания транспортного средства, обеспечи-
вающего перевозку жидкого водорода как по железной дороге, так
автомобильным и морским транспортом (мультимодальные перевоз-
ки), связано с созданием контейнера-цистерны.
Первым агрегатом для транспортировки жидкого водорода была
автоцистерна ТРЖВ-20, созданная в 1966 г. на шасси автомобильного
прицепа для доставки жидкого водорода на испытательный стенд для
отработки жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с завода — произ-
водителя водорода по заказу Научно-исследовательского института хи-
мического машиностроения. Для доставки жидкого водорода к стенду и
подачи его к ракетному двигателю потребовалась транспортная емкость
объемом 20 м
3
и рабочим давлением 0,6 МПа (рис. 1).
Внутренний сосуд транспортного агрегата ТРЖВ-20 впервые был
изготовлен из высокопрочного алюминиевого сплава АМГ-5 методом
ручной сварки, оболочка — из стали 15. Крепили сосуд в оболочке
традиционно — с помощью цепных растяжек и текстолитовых опор.
Пакетами изоляции покрывали поверхность сосуда. После этого раке-
ты закрепляли стеклолентой и обтягивали «чулком» из стеклоткани.
В соответствующие карманы на сосуде емкости засыпали гранулиро-
ванный активированный древесный уголь. Изоляционное простран-
ство емкости агрегата вакуумировали до максимально возможной в
условиях предприятия степени.