Проектно-конкурентный подход к студенческой инноватике
9
кости на заданной глубине и трал-сетью для сбора образцов морской
фауны. В ходе выполнения технических заданий подводной миссии
использовались также некоторые дополнительные приспособления,
которые удерживались схватом руки бортового робота — манипуля-
тора — и высвобождались после операции.
В конструкции «Акватора II» использованы в основном элементы
собственного изготовления. В итоге гидробот был укомплектован ма-
нипулятором и шестью движителями типа используемых на подводных
подвижных видеокамерах малых подводных аппаратов. Управление
бортовыми устройствами, полученными в результате конструкторского
проектирования, было реализовано на спроектированной и изготовлен-
ной студентами электронной системе управления с помощью соб-
ственных программ, установленных на микроконтроллерах програм-
мистами команды.
Из-за возрастающей к концу проектного периода нагрузки студен-
там оказывается не просто уложиться в срок, и они часто при подго-
товке к МАТЕС ROV-2011 задерживались в лабораториях до закрытия
Университета. Тем не менее, используя известные стандартные про-
цедуры распараллеливания проектных операций «крэшинг» [10] и гиб-
кого перераспределения нагрузки на членов команды, аппарат «Аква-
тор II» был закончен до истечения предельного срока. За три дня до
вылета аппарат успешно прошел испытания в бассейне Института
Океанологии РАН. На соревнования МАТЕС-2011 в Лабораторию ней-
тральной плавучести Космического центра в Хьюстоне аппарат «Аква-
тор II» был доставлен в полной готовности к входному тестированию,
но на форсированном тестировании два винтомотора из шести вышли
из строя по причине не предусмотренного самоторможения. Потребо-
валась срочная переброска двух дополнительных электродвигателей
MAXON из Москвы в Хьюстон. Переброска была осуществлена. С опе-
ративно отремонтированным «Акватором II» бауманцы заняли опять,
как и год назад, 10-е место в общем зачете из 26 команд. Бóльшая часть
баллов была получена благодаря хорошей управляемости аппарата.
Как в любом проекте, не обошлось и без непредвиденных ситуаций,
но для их рассмотрения требуется отдельный раздел «Риски студенче-
ского творческого проекта и оптимальное реагирование на риски». Здесь
перечислим имевшие место в соревновании 2011 г.
Перечислим реально наблюдавшиеся риски и угрозы:
●
расфиксация гребного винта в старт-стопных режимах функцио-
нирования «Акватора»;
●
подтормаживание и перегрев двигателей винтомоторных агре
гатов;
●
ослабление элементов винтовых креплений герметичных корпусов