С.П. Северов
4
ликвидации последствий наиболее известной подводной катастрофы
прошедшего года. Ликвидация должна быть выполнена исключительно
с помощью ROV-гидроботов. Моделируемыми ситуациями могут быть
и были:
●
затопление подводной лодки в Атлантике и помощь в спасении ее
экипажа (2009);
●
аварийное погребение донной океанологической станции подвод
ным вулканом на Гавайях и восстановление ее работоспособности
(2010);
●
взрыв и обрушение буровой платформы на дно Мексиканского
залива с образованием фонтанирующей нефтяной скважины и ее гер-
метизация (2011);
●
обнаружение и удаление жидко-вязких углеводородов типа нефти
и битума из стальных корродирующих корпусов танкеров затопленных
на шельфе во Второй мировой войне (2012);
●
монтаж оборудования и океанологической кабельной обсервато-
рии на дне и в акватории тектонической платформы (2013).
На всех соревнованиях такого типа студенческим командам пред-
лагается разработать свой гидробот для выполнения миссии ликвида-
ции последствий воспроизводимой уникальной подводной ситуации,
прибыть на соревнования и продемонстрировать эффективность своих
проектно-технических решений. Поэтому ежегодно из стартующих
500−600 команд со всего мира до финала доходят не более 60, где им
предстоит продемонстрировать в идентичных тестовых условиях спо-
собность их подводных аппаратов решать актуальные задачи мировой
океанотехники. Происходящие в бассейне процессы оперативно запи-
сываются на носители видео- и аудиоинформации. Сопровождаемая
комментарием специалистов информация постоянно в течение всех
трех дней соревнований транслируется в режиме реального времени по
каналам национального телевидения. Результаты выполнения заданий
подводной миссии (MS), технического отчета (TR), инженерного оце-
нивания (ЕЕ) и дисплейного постера (PD) определяются по лучшей из
двух попыток выполнения, которые оценивают четыре и более неза-
висимых экспертов. Протоколы судей рассылаются по университетам
экспресс-почтой вместе с компакт-дисками видеозаписи. Инновацион-
ные элементы рассматриваемой образовательной технологии МАТЕС
анализируются нами отдельно в сравнительном сопоставлении с обыч-
ными учебными академическими и конкурсными проектами [6]. Также
отдельно рассмотрена методика многофакторного, экспертного ранжи-
рования команд — участниц чемпионата [7].
В качестве методического примера атлантического подхода к сорев-
нованиям ROV рассмотрим более подробно образовательную технологию