1
УДК.629.127
Проектно-конкурентный подход к студенческой
инноватике в высшем профессиональном
образовании инженеров подводной робототехники
© С.П. Северов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена распространенная за рубежом, но практически неизвестная в нашей
стране инновационная образовательная технология, предполагающая всего за один
год разработку студентами подводного робота по определенному заданию, изготов-
ление его опытного образца, испытание и демонстрацию образца в действии,
а также рейтинговое соревнование в смоделированных условиях экстремальных си-
туаций. Показано, что члены команды МГТУ им. Н.Э. Баумана — студенты России,
владеющие основами автоматизированных проектных технологий CAD, САМ, САЕ,
CASE, CALS и 3D-прототипирования в состоянии успешно конкурировать с профес-
сиональными командами ведущих зарубежных университетов, а также что более
чем десятилетняя практика проведения международных соревнований студенческих
ROV-гидроботов MATEC (Marine Advanced Technology Education Competition) заслу-
живает пристального внимания и анализа отечественными специалистами в области
высшего инженерного образования в области подводной робототехники.
Ключевые слова:
инженер, инженерная океанология, инновация, морская индустрия,
океанотехника, подводные миссии, подводные катастрофы, подводный аппарат,
подводный робот, робототехника.
Инновационные образовательные технологии.
Настоящая пу-
бликация является апробированной концепцией авторского экспери-
ментально-теоретического курса «Практическое управление конкурс-
ным проектом гидробота». В указанном курсе обсуждаются различные
формы международных студенческих соревнований подводных гидро-
ботов типа ROV (Remotely Operated Vehicle) в частности, атлантических
соревнований МАТЕС, выполняющихся в опытовых гидробассейнах,
и европейских соревнований подводных роботов Черного моря (Black
Sea ROV Competition), выполняющихся в открытой морской акватории.
В таких странах, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, конкурсные ро-
боты указанного типа ежегодно разрабатываются проектными коман-
дами различных высших учебных заведений. В отечественных публи-
кациях в качестве адекватных эквивалентов акронима ROV использу-
ются различные обозначения: ППА — привязной подводный аппарат;
ТПА — телеуправляемый подводный аппарат; ТНПА — телеуправля-
емый необитаемый подводный аппарат и др. В данной публикации бу-