С.И. Кудрявцев
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
Исходными данными для расчета параметров ветрового сноса
являлись предоставляемые Гидрометцентром РФ результаты прогно-
за ветровой обстановки в расчетных районах посадки (направление и
скорость ветра в пяти слоях для диапазона высот 0…10,5 км). Даль-
ность сноса определяли по поверхности сферы, радиус которой равен
радиусу Земли в ПТП, между ТСМП и точкой приземления. Расчет
траектории парашютирования проводили с учетом логики работы ос-
новной системы парашютов. Азимут сноса соответствует азимуту
направления «ТСМП — точка приземления».
В практике БНО ТПК «Союз» ветровой снос на участке парашю-
тирования учитывается в ходе решения задачи прицеливания посред-
ством смещения прицельной точки для определения значения
вкл
t
и
параметров бокового маневра относительно ПТП на значение про-
гнозируемого ветрового сноса. Географические координаты при-
цельной ТСМП в этом случае имеют вид
ТСМП ПТП сн
;
Δ
ϕ =ϕ + ϕ
(1)
ТСМП ПТП сн
Δ ,
λ =λ + λ
(2)
где
сн
Δ ,
ϕ
сн
Δ
λ
— составляющие прогнозируемого ветрового сно-
са по широте и долготе.
Следует отметить, что при уменьшении высоты начала работы
СМП значение ветрового сноса при прочих равных условиях будет
снижаться за счет уменьшения времени парашютирования. Для пер-
спективного ПТК высота начала работы СМП будет составлять
4,5 км (против 10,7 км для ТПК «Союз», время парашютирования со-
ставит примерно 15 мин). Тем не менее решение задачи прицелива-
ния необходимо выполнять с учетом прогнозируемого ветрового
сноса на участке парашютирования.
Рассмотрим общую схему (рис. 1) и физические особенности ре-
шения задачи прицеливания при спуске ВА скользящего типа с
ОИСЗ. Выбор
вкл
t
при определенной полной дальности спуска для
заданного профиля угла крена ВА на атмосферном участке спуска
(при постоянном угле крена ± 60° для ТПК «Союз МС») проводится в
основном исходя из условия такого положения зоны маневра ВА на
момент входа в плотные слои атмосферы, когда прицельная ТСМП
располагается на линии, соединяющей ТСМП для значений угла кре-
на –60° и 60°. Таким образом решается задача прицеливания по про-
дольной дальности.
Начальный знак угла крена ВА при входе в атмосферу определя-
ется взаимным расположением прицельной ТСМП и трассы посадоч-
ного витка (в примере на рис. 1 требуется левый боковой маневр).
В процессе спуска размеры зоны маневра ВА за счет потери высоты