Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017 1
УДК 629.78.015.087 DOI 10.18698/2308-6033-2017-12-1715
Метод и алгоритм расчета координат точек
прицеливания в задаче высокоточной посадки
пилотируемого возвращаемого аппарата
при спуске с околоземной орбиты
© С.И. Кудрявцев
ФГУП ЦНИИмаш, г. Королев, 141070, Россия
Рассмотрена задача прицеливания для обеспечения посадки возвращаемого аппа-
рата (ВА) скользящего типа с парашютно-реактивной системой мягкой посадки,
входящего в состав перспективного пилотируемого орбитального корабля, на ма-
лоразмерных полигонах на территории России. Проведен анализ факторов, тре-
бующих введения поправок в координаты прицельной конечной точки траектории
управляемого спуска относительно прицельной точки приземления ВА. Показано,
что традиционное прицеливание с использованием номинальных характеристик
ВА и атмосферы не обеспечивает условий для гарантированного высокоточного
приведения ВА из-за возможного уменьшения его реальных маневренных возмож-
ностей. Предложены метод и алгоритм смещения прицельной точки начала ра-
боты системы мягкой посадки с использованием априорной статистической
оценки возможной недостаточности бокового маневра ВА. Представлены ре-
зультаты численного моделирования, подтверждающие эффективность предла-
гаемых метода и алгоритма.
Ключевые слова:
пилотируемый возвращаемый аппарат, высокоточное управле-
ние спуском, задача прицеливания, недостаточность фактического бокового ма-
невра, смещение точки прицеливания
Введение.
В настоящее время в РФ ведутся работы по созданию
многоцелевого пилотируемого транспортного корабля (ПТК) нового
поколения, который должен прийти на смену транспортным пилоти-
руемым кораблям (ТПК) типа «Союз» для обеспечения орбитальных
полетов.
Принципиальным отличием нового ПТК является планируемая ор-
ганизация посадки его многоразового возвращаемого аппарата (ВА)
скользящего типа с парашютно-реактивной системой мягкой посадки
(СМП) на территории России. Это возможно только при условии су-
щественного повышения точности посадки по сравнению с послед-
ними модификациями ТПК «Союз» («Союз ТМА», «Союз ТМА-М»,
«Союз МС») [1]. Данная особенность обусловлена отсутствием на
территории России пригодных (по требованиям безопасности экипа-
жа при приземлении) посадочных площадок с большой площадью,
аналогичных используемым площадкам на территории Республики
Казахстан.