С.И. Кудрявцев
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
Обеспечение высокой точности посадки ВА является комплекс-
ной научно-технической проблемой, включающей в себя ряд новых
баллистических задач. Наиболее сложной из них является задача
проектирования системы управления спуском (СУС), способной
обеспечить требуемое увеличение точности приведения ВА в точку
начала работы СМП (ТСМП) до уровня порядка 1 км [2–6].
Однако, как показали проведенные исследования, создание высо-
коточной СУС является необходимым, но не достаточным условием
обеспечения высокой точности посадки ВА. Проблема заключается в
необходимости совершенствования методов решения задачи прице-
ливания с учетом особенностей влияния возмущающих факторов,
действующих на движущийся в плотных слоях атмосферы ВА.
В работе проведен анализ причин невозможности использования
существующего метода прицеливания (баллистическое обеспечение
спусков ТПК «Союз МС») применительно к задаче точной посадки
перспективного ПТК. Разработаны метод и алгоритм расчета коор-
динат точек прицеливания, позволяющие устранить недостаток су-
ществующего метода.
Решение задачи прицеливания.
Целевой задачей спуска пило-
тируемого ВА является обеспечение его приземления
в окрестности
центральной точки выделенного района посадки — прицельной точ-
ки посадки (ПТП). Для решения данной целевой задачи в рамках
оперативного баллистико-навигационного обеспечения спуска в обя-
зательном порядке до начала операций по проведению спуска следу-
ет решить задачу двухкоординатного прицеливания (по значениям
географических координат ПТП: широты
ПТП
ϕ
и долготы
ПТП
.)
λ
За-
дача прицеливания может быть решена как на Земле (пример — под-
готовка командно-уставочной информации за сутки до спуска ТПК
«Союз МС»), так и на борту ПТК.
При спуске с орбиты искусственного спутника Земли (ОИСЗ) за-
дача прицеливания формулируется следующим образом. Требуется
определить время
вкл
t
включения тормозной двигательной установки
(ТДУ) ПТК для схода с ОИСЗ, а также значения параметров, опреде-
ляющих направление и значение бокового маневра ВА на атмосфер-
ном участке спуска, при которых обеспечиваются заданные терми-
нальные условия номинальной траектории спуска ВА.
В качестве исходных данных для решения задачи прицеливания
использованы следующие характеристики и параметры:
•
параметры исходной предспусковой орбиты ПТК для
посадочного витка, трасса которого проходит в допустимой по
боковому маневру близости от ПТП;
•
массово-центровочные и аэродинамические характеристики
ПТК и ВА;