Варианты архитектур системы управления для ближне-среднемагистрального самолета
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017 9
Таблица 8
Суммарная интенсивность отказов для варианта 4
Тип привода
Компоновка
Число по-
верхностей
Суммарный показа-
тель надежности, 1/ч
Элерон
ЭГРП+ЭГСП
2
4,99
⋅
10
–13
Руль высоты
ЭМП+ЭГСП
ЭГРП+ЭГСП
1
1
3,23
⋅
10
–14
Роль направления
ЭГРП+ЭГСП+ЭМП
1
2
⋅
10
–12
Результаты расчетов показывают, что потеря управления по од-
ному каналу управления БСМС соответствует требованиям Авиаци-
онных правил АП-25 для катастрофической ситуации.
Суммарная наработка на отказ — среднее время работы системы
управления до полного отказа одного из каналов управления — для
рассмотренных четырех вариантов:
Вариант Суммарная наработка на отказ
1 ................................................2,93
⋅
10
–13
2 ................................................2,43
⋅
10
–13
3 ................................................3,65
⋅
10
–12
4 ................................................2,03
⋅
10
–12
Заключение.
В данной работе проанализированы различные ва-
рианты архитектуры системы управления по показателям надежности
для самолета размерности БСМС. По результатам оценки надежно-
сти, самые лучшие показатели имеет вариант с локальной ГС в хво-
стовой части. Основным типом рулевых приводов данного варианта
является привод ЭГРП с использованием КП в хвостовой части само-
лета. Однако, как отмечалось выше, наличие дополнительной ГС в
хвостовой части самолета необходимо проанализировать на уровне
самолета в целом, поскольку отсутствуют данные о надежности и
массе дополнительной ГС.
Второе место по совокупной оценке отводится варианту с
уменьшенным числом потребителей двух ГС, в котором замена агре-
гатов ЭГРП на ЭГСП равномерно распределена по каждой ГС.
Остальные варианты систем управления также полностью удо-
влетворяют требованиям Авиационных правил в части надежности
самолета.
В дальнейшем разработанные архитектуры системы управления
требуют оценки по комплексу таких критериев, как критерии массо-
вого и энергетического совершенства, динамические характеристики,
эксплуатационные затраты и т. п.