Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017 1
УДК 629.7.017.1 DOI 10.18698/2308-6033-2017-12-1711
Варианты архитектур системы управления
для ближне-среднемагистрального самолета
© С.Е. Постников, А.А. Трофимов, Д.И. Смагин
Московский авиационный институт (НИУ),
Москва, 125993, Россия
Одним из перспективных направлений развития системы управления самолетом
является повышение степени электрификации за счет изменения архитектуры
силовой части системы управления. В данной статье рассмотрены различные
варианты архитектуры системы управления ближне-среднемагистрального са-
молета с использованием приводов с электрическим силовым питанием, таких как
электрогидростатические, комбинированные и электромеханические рулевые при-
воды. На основе проведенной оценки предложенных вариантов архитектур си-
стемы управления для ближне-среднемагистрального самолета по критерию ее
надежности с учетом требований действующих авиационных правил выбраны
наиболее перспективные варианты для последующей оценки по комплексу крите-
риев: критерий массового и энергетического совершенства, динамические харак-
теристики, эксплуатационные затраты и др.
Ключевые слова:
архитектура системы управления, надежность системы
управления, рулевой привод, резервирование, комбинированный привод, гидроста-
тический привод
Введение.
Современная тенденция к увеличению топливной эф-
фективности самолетов обусловливает задачу уменьшения массы
бортовых систем самолета, в частности за счет наращивания уровня
электрификации системы управления самолетом при неизменном
уровне качества бортовых систем и агрегатов [1]. Для системы
управления перспективным направлением является использование
следующих приводов с электрическим силовым питанием [2]:
•
электрогидростатические рулевые приводы (ЭГСП), построен-
ные на основе управляемого реверсивного двигателя, реверсивного
насоса по принципу объемного регулирования, с питанием от борто-
вой сети ~115/208 В 400 Гц;
•
комбинированные рулевые приводы (КП) с гидропитанием от
центральной гидросистемы, совмещающие режимы дроссельного
(при работе от центральной гидросистемы) и объемного (в автоном-
ном режиме работы) регулирования;
•
электромеханические приводы (ЭМП), построенные на основе
электродвигателя и редуктора, которые преобразовывают вращение
двигателя в перемещение выходного штока, с питанием от бортовой
сети ~115/208 В 400 Гц.