А.Ю. Шабанов, Ю.В. Галышев, А.Б. Зайцев, С.В. Буторов
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017
ченной информации были определены величины оптимальных кон-
центраций ввода многофункциональной присадки в бензины разных
групповых составов. Были проведены моторные стендовые испыта-
ния двигателя на образцах всех четырех видов базовых бензинов с
добавлением многофункциональной присадки в концентрациях
0, 500, 1000, 1500 и 2000 ррm. Для того чтобы исключить фактор ра-
боты моющего компонента присадки, не допускалась длительная ра-
бота двигателя на каждом образце топлива. При этом испытания про-
водились на двигателе, подвергнутом специальной процедуре очист-
ки, в ходе которой были удалены отложения и загрязнения на
поверхностях камеры сгорания, впускной и выпускной систем,
накопленные в процессе предыдущей эксплуатации. В результате ис-
пытаний была получена информация о влиянии активатора горения
топлива, входящего в состав многофункциональной присадки, на мо-
торные показатели бензинов разных групповых составов.
Каждый цикл испытаний включал в себя следующие этапы:
•
пуск — прогрев двигателя, наработка на фиксированном режи-
ме 20 мин;
•
снятие показателей двигателя, в том числе частоты вращения
коленчатого вала, крутящего момента, мгновенного расхода топлива,
содержания в отработавших газах токсических компонентов (оксида
углерода CO, остаточных углеводородов СН, оксидов азота NО
x
,
двуокиси углерода СО
2
), состава смеси, температуры отработавших
газов, на 10 режимах двух нагрузочных характеристик в эксплуата-
ционном диапазоне работы двигателя;
•
обработка результатов испытаний с приведением к стандарт-
ным атмосферным условиям, расчет усредненных показателей по
экономичности двигателя и токсичности отработавших газов.
Некоторые результаты выполненных испытаний приведены ни-
же. На рис. 4 показана зависимость относительного изменения
усредненного удельного расхода топлива двигателя при работе на
бензине, содержащем присадку, от концентрации ее ввода в топливо.
На графиках (см. рис. 4) показана ярко выраженная зависимость
оптимальной концентрации присадки, при которой достигается мак-
симальное энергосбережение, от группового состава бензина, явно
прослеживается зависимость этого параметра от содержания в бен-
зине кислородосодержащих компонентов. Так, для образцов № 1 и
№ 2 бензинов, не содержащих в составе оксигенатов, величина опти-
мальной концентрации близка к 1300 ррm, что несколько превышает
заявленную производителем присадки — 1000 ppm. Для бензинов, со-
держащих связанный кислород, оптимум концентрации сдвигается в
большую сторону. Например, для образца № 3 наилучшие результаты
получены при концентрации присадки 1600 ррm. Более того, для бензи-
на № 4 в исследованном диапазоне концентраций оптимум определен