Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017 1
УДК 621.43.057.2:662.758.2 DOI 10.18698/2308-6033-2017-11-1706
Особенности работы моющих присадок
применительно к бензинам
различного группового состава
© А.Ю. Шабанов
1
, Ю.В. Галышев
1
, А.Б. Зайцев
1
, С.В. Буторов
2
1
СПбПУ, Санкт-Петербург, 195251, Россия
2
ООО «Газпромнефть-Развитие», Санкт-Петербург, 197198, Россия
Для решения задачи повышения качества применяемых топлив в двигателях внутрен-
него сгорания предложен комплексный подход, предусматривающий использование
присадок к бензину, одновременно повышающих моющие свойства и полноту сгорания
топлива. Представлены результаты лабораторных исследований современных бензи-
нов и моторно-стендовых испытаний бензинового впрыскового двигателя при его ра-
боте на бензинах разного группового и оксигенатного состава, в том числе с содер-
жанием моющей присадки и активатора горения. Рассмотрены связи между группо-
вым и оксигенатным составами бензина, концентрацией введенной присадки и
технико-экономическими и экологическими показателями работы бензинового двига-
теля. Определена оптимальная концентрация ввода многофункциональной присадки в
бензины разного группового состава. Показано, что эффективность работы присад-
ки ухудшается при повышении содержания оксигенатов
.
Ключевые слова:
бензин, групповой состав, оксигенаты, моющие присадки, акти-
ваторы горения, моторно-стендовые испытания, нагарообразование, токсич-
ность отработавших газов
Современные брендовые автомобильные бензины практически
всегда содержат моющие присадки, предназначенные для снижения
уровня отложений в системе топливоподачи, впускных каналах и на
впускных клапанах, в камере сгорания двигателя [1–6].
Часто моющая присадка комбинируется с активатором горения
топлива, с помощью которой достигается повышение скорости и
полноты сгорания топлива в двигателе. В результате его работы уси-
ливается действие моющей присадки путем активации «горячей»
очистки камеры сгорания — температурного разрушения твердых
сажистых отложений на огневых поверхностях головки цилиндров и
поршней. В результате улучшаются условия сгорания топливо-
воздушной смеси, отдаляется порог детонации в двигателе, снижает-
ся вероятность возникновения калильного воспламенения. Одним из
преимуществ использования бензинов, содержащих комплексный
пакет присадок, является уменьшение скорости загрязнения активной
зоны катализаторов системы подавления токсичности отработавших
газов, следовательно, продление их срока службы [5, 6]. Кроме того,
увеличение скорости и полноты сгорания топлива способствует по-
вышению мощности и снижению расхода топлива двигателя [5, 6].