А.Ю. Шабанов, Ю.В. Галышев, А.Б. Зайцев, С.В. Буторов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017
Методика испытаний каждого образца бензина включала в себя
следующие этапы [9, 10]:
•
частичная разборка двигателя, взвешивание контрольных ве-
совых элементов (клапанов, свечей зажигания, инжекторов), сборка,
установка на стенд;
•
эталонное загрязнение, т. е. выработка на фиксированном ре-
жиме 20 л специальной загрязняющей смеси, формирующей на по-
верхностях камеры сгорания, топливной и впускной систем двигате-
ля начального слоя отложений;
•
повторная частичная разборка, определение начальной массы
отложений, сборка;
•
начальное снятие показателей работы двигателя по заданной
программе с измерением мгновенного расхода топлива и показателей
токсичности отработавших газов на режимах нагрузочных характе-
ристик в эксплуатационном диапазоне работы двигателя, причем ра-
бота двигателя на режимах высоких нагрузок не допускается для
исключения фактора температурной самоочистки двигателя;
•
проведение 20-часового цикла испытаний на переменных ре-
жимах на испытуемом бензине;
•
итоговое снятие показателей работы двигателя по заданной
программе, разборка двигателя, определение итоговой массы отло-
жений на контрольных деталях.
Для определения массы отложений проводилось взвешивание
контрольных деталей на аналитических весах с точностью до 0,001 г.
Следы масла и прочих загрязнений, оставшихся на поверхностях де-
талей в процессе разборки двигателя, были удалены в ходе специаль-
но разработанной процедуры промывки контрольных деталей в орга-
нических растворителях с последующей сушкой.
По результатам анализа данных, полученных на первом этапе ис-
пытаний, можно сделать следующие выводы.
1. При испытаниях базовых бензинов начальная масса отложе-
ний, сформированная в результате эталонного загрязнения, после
длительной 20-часовой наработки двигателя, для всех бензинов не-
сколько увеличилась, что свидетельствует о низкой склонности к от-
ложениям у базовых бензинов и отсутствии в их составе моющих
компонентов. Наибольшее увеличение массы отложений было выяв-
лено у образца № 4, что, очевидно, связано со значительным по срав-
нению с другими образцами содержанием фактических смол (рис. 1).
2. В ходе испытаний образцов бензинов, содержащих мно-
гофункциональную присадку, выявлена тенденция к уменьшению
массы отложений на всех контрольных весовых элементах двигателя
(свечах зажигания, впускных и выпускных клапанах, инжекторах)
(рис. 2).