А.Ю. Шабанов, Ю.В. Галышев, А.Б. Зайцев, С.В. Буторов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017
Комплексный пакет присадок автомобильного бензина предна-
значен для достижения двух целей. Во-первых, улучшение качества
сгорания топлива способствует уменьшению склонности топлива к
образованию отложений. Сгорание происходит с образованием
меньшего количества сажистых отложений, негативно влияющих на
рабочий процесс двигателя. Во-вторых, моющий компонент пакета
способствует удалению органических отложений в «холодной» части
топливной системы (топливном баке, топливопроводах, дозирующих
элементах системы топливоподачи), накопленных за время преды-
дущей эксплуатации двигателя и нарушающих процесс смесеобразо-
вания. Кроме того, он должен инициировать «горячую» очистку ог-
невых поверхностей камеры сгорания двигателя.
Опыт многочисленных экспериментальных исследований, прове-
денных авторами статей [7, 8], показал, что эффективность работы
пакета присадок существенно зависит от группового состава базового
топлива. При этом данный вопрос практически полностью игнориру-
ется производителями присадок, рекомендации которых по дозиров-
ке пакета являются общими для любых видов базовых бензинов.
Цель статьи — экспериментальное исследование влияния группово-
го состава бензина на работу комплексной многофункциональной мо-
ющей присадки отечественного производства, входящей в его состав,
для доказательства необходимости последующей оптимизации концен-
трации ввода присадки в соответствии с составом каждого базового
бензина.
Испытаниям подлежали четыре вида базовых бензинов АИ-92 с
разным содержанием ароматических углеводородов и кислородосо-
держащих компонентов. Физико-химические показатели базовых
бензинов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Физико-химические показатели базовых бензинов
Параметр
Образец бензина
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Октановое число по исследовательскому
методу, ед.
92,6
92,1
92,7
93,1
Октановое число по моторному методу, ед.
83,1
83,0
83,5
88,4
Фракционный состав:
– объемная доля испарившегося бензина
при температуре 70° С, %
– объемная доля испарившегося бензина
при температуре 100° С, %
– объемная доля испарившегося бензина
при температуре 150° С, %
– конец кипения, °С
– остаток в колбе, % (об.)
32,2
53,3
86,3
195
1,3
35,0
54,0
81,2
209
1,0
42,3
61,3
87,4
186
1,0
52,4
59,1
82,3
212
1,0
Объемная доля бензола, %
0,5
0,4
0,2
0,1
Концентрация серы, мг/кг
3,0
8,7
7,7
61,0
Давление насыщенных паров, кПа
80,0
74,0
63,0
76,0