Групповое применение беспилотных планирующих летательных аппаратов
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017 9
Заключение.
В работе реализован алгоритм группового полета
нескольких БПК ЛА. Результаты реализации алгоритма показывают,
что при удалении навигационной точки по оси
OZ
g
от базовой траек-
тории в направлении, нормальном к ней, увеличивается потребный
радиус виража, а при достижении некоторой координаты
Z
gi
1
пере-
стает выполняться критерий точности достижимости ТИ. Из этого
следует, что размеры области, в которой существует решение задачи
совместного полета, зависят от высоты сброса, погрешностей Δ и ε,
скорости сброса, дальности до ТИ, маневренности БПК ЛА и его
аэродинамического облика. Длина траектории, сформированной
назначением опорных (навигационных) точек, не должна превышать
максимально допустимую дальность планирующего полета рассмат-
риваемого аппарата, навигационные точки должны быть динамиче-
ски достижимы для БПК ЛА данного типа.
На основе алгоритма группового полета реализован алгоритм об-
лета препятствия группой БПК ЛА. Размеры области, в которой су-
ществует решение задачи облета препятствия группой, зависят от
тех же параметров, что и в задаче совместного полета и от размера
препятствия и его расположения относительно ТИ и БПК ЛА в мо-
мент старта.
Алгоритмы справедливы для любых аэродинамических схем БПК
ЛА. Гибкость полученных алгоритмов позволяет решать большой
спектр задач динамики и наведения беспилотных летательных аппа-
ратов, а также задачи выбора их параметров, удовлетворяющих усло-
виям, заданным в постановке задачи.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Остославский И.В., Стражева И.В.
Динамика полета. Траектории летатель-
ных аппаратов.
Москва, Оборонгиз, 1963.
[2]
Семенов С.С., Харчев В.Н.
Проблемы создания корректируемых и управ-
ляемых авиационных бомб.
Е.С. Шахиджанов, ред. Москва, НИЦ «Инже-
нер», 2003, с. 151–183.
[3]
Грумондз В.Т., Полищук М.А. Алгоритм формирования множества
начальных состояний беспилотного планирующего ЛА в задаче о дости-
жимости заданного набора навигационных точек.
Вестник Московского
авиационного института
, 2013, т. 20, № 3, с. 154–159.
[4]
Грумондз В.Т., Полищук М.А., Черторыжская С.С. Синтез системы управ-
ления малого беспилотного планирующего летательного аппарата с кры-
лом большого удлинения.
Авиационная техника.
Известия высших учеб-
ных заведений,
2012, № 3, с. 22–27.
[5]
Соловей Э.Я., Храпов А.В.
Динамика систем наведения управляемых авиа-
бомб
. Москва, Машиностроение, 2006.
[6]
Бюшгенс Г.С., ред.
Динамика полета
. Москва, Машиностроение, 2011.
[7]
Грумондз В.Т., Полищук М.А., Черторыжская С.С. Выбор параметров
аэродинамического и динамического облика беспилотного планирующего