1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 11·2017 1

УДК 629.7+623:001.51

DOI 10.18698/2308-6033-2017-11-1702

Групповое применение беспилотных планирующих

летательных аппаратов

© В.Т. Грумондз

1

, Е.И. Карпежников

2

, М.А. Полищук

2

1

Московский авиационный институт (национальный исследовательский

университет), Москва, 125993, Россия

2

АО «ГНПП «Регион», Москва,115230, Россия

Статья посвящена решению актуальной задачи группового использования беспи-

лотных планирующих летательных аппаратов с крыльевым модулем. Рассматри-

ваемая задача имеет множество практических применений и расширяет возмож-

ности решения ранее сформулированных задач. Особенностью аппаратов такого

типа является отсутствие силовой установки, что накладывает жесткие огра-

ничения на запас имеющейся энергии. Предложен алгоритм группового полета.

Одним из существенных элементов разрабатываемого алгоритма является про-

цедура построения конечного множества опорных (навигационных) точек для

каждого беспилотного планирующего летательного аппарата из группы. Учиты-

ваются ограничения на начальный запас энергии на левом конце траекторий и

условия точности на правом конце. Описан способ формирования траекторий

полета по навигационным точкам. Построен алгоритм обхода препятствия в за-

даче совместного полета. Приведены результаты моделирования, иллюстрирую-

щие работу алгоритмов группового применения беспилотных планирующих лета-

тельных аппаратов конкретной аэродинамической схемы.

Ключевые слова:

беспилотный летательный аппарат, планирующий летатель-

ный аппарат, аппарат с крыльевым модулем, алгоритм группового полета,

начальный запас энергии, условия точности формирование траектории полета,

аэродинамическая схема

Введение.

Построение алгоритма совместного полета группы

беспилотных планирующих летательных аппаратов с крыльевым мо-

дулем (БПК ЛА, аппарат) необходимо для решения широкого спек-

тра практических задач [1, 2]. Одним из существенных элементов ал-

горитма является процедура построения конечного множества опорных

(навигационных) точек для каждого БПК ЛА из группы. В этом смысле

настоящая работа развивает подход, предложенный в работах [3–5].

В составе БПК ЛА отсутствует силовая установка, поэтому его

движение совершается с помощью расхода имеющегося суммарного

запаса энергии, полученной от носителя в момент старта, что значи-

тельно усложняет разработку алгоритма [5, 6].

В настоящей работе рассмотрены две задачи:

разработка общего принципа построения траекторий полета

каждого аппарата, совершающего полет в группе;