Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017 1
УДК 629.7+623:001.51
DOI 10.18698/2308-6033-2017-11-1702
Групповое применение беспилотных планирующих
летательных аппаратов
© В.Т. Грумондз
1
, Е.И. Карпежников
2
, М.А. Полищук
2
1
Московский авиационный институт (национальный исследовательский
университет), Москва, 125993, Россия
2
АО «ГНПП «Регион», Москва,115230, Россия
Статья посвящена решению актуальной задачи группового использования беспи-
лотных планирующих летательных аппаратов с крыльевым модулем. Рассматри-
ваемая задача имеет множество практических применений и расширяет возмож-
ности решения ранее сформулированных задач. Особенностью аппаратов такого
типа является отсутствие силовой установки, что накладывает жесткие огра-
ничения на запас имеющейся энергии. Предложен алгоритм группового полета.
Одним из существенных элементов разрабатываемого алгоритма является про-
цедура построения конечного множества опорных (навигационных) точек для
каждого беспилотного планирующего летательного аппарата из группы. Учиты-
ваются ограничения на начальный запас энергии на левом конце траекторий и
условия точности на правом конце. Описан способ формирования траекторий
полета по навигационным точкам. Построен алгоритм обхода препятствия в за-
даче совместного полета. Приведены результаты моделирования, иллюстрирую-
щие работу алгоритмов группового применения беспилотных планирующих лета-
тельных аппаратов конкретной аэродинамической схемы.
Ключевые слова:
беспилотный летательный аппарат, планирующий летатель-
ный аппарат, аппарат с крыльевым модулем, алгоритм группового полета,
начальный запас энергии, условия точности формирование траектории полета,
аэродинамическая схема
Введение.
Построение алгоритма совместного полета группы
беспилотных планирующих летательных аппаратов с крыльевым мо-
дулем (БПК ЛА, аппарат) необходимо для решения широкого спек-
тра практических задач [1, 2]. Одним из существенных элементов ал-
горитма является процедура построения конечного множества опорных
(навигационных) точек для каждого БПК ЛА из группы. В этом смысле
настоящая работа развивает подход, предложенный в работах [3–5].
В составе БПК ЛА отсутствует силовая установка, поэтому его
движение совершается с помощью расхода имеющегося суммарного
запаса энергии, полученной от носителя в момент старта, что значи-
тельно усложняет разработку алгоритма [5, 6].
В настоящей работе рассмотрены две задачи:
разработка общего принципа построения траекторий полета
каждого аппарата, совершающего полет в группе;