Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

В.Т. Грумондз, Е.И. Карпежников, М.А. Полищук

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 11·2017

разработка алгоритма обхода препятствия, находящегося на

пути полета группы летательных аппаратов.

Все БПК ЛА стартуют с носителя, представляющего собой неко-

торый летательный аппарат, интерференционное влияние которого

на движение на начальном участке полета не учитывается [7–9].

Постановка задачи 1.

Пусть существует некоторое количество

n

БПК ЛА

В

1

,

B

2

, …,

B

n

,

i

= 1, …,

n

, каждый из которых начинает дви-

жение в своей начальной точке

s

1

,

s

2

, …,

s

i

, …,

s

n

в моменты времени

t

i

=

t

1

+ (

i

– 1)Δ

t

,

i

= 1, …,

n

. Беспилотные летательные аппараты дви-

жутся в течение времени

T

1

,

T

2

, … ,

T

i

, …,

T

n

каждый по своей траек-

тории

L

1

,

L

2

, …,

L

i

, …,

L

n

, но все они имеют единую аэродинамиче-

скую схему [7]. Начальные условия полета одинаковы для всех БПК

ЛА:

V

0

=

V

1

=…=

V

n

,

H

0

=

H

1

=…=

H

n

, где

V

0

,

H

0

— скорость и высота

полета в точке начала движения каждого аппарата равны скорости и

высоте полета носителя.

Для каждого

i-

го БПК ЛА заданной аэродинамической схемы

требуется сформировать траекторию

L

i

так, чтобы достижение точки

интереса (ТИ) всеми аппаратами произошло в единый момент време-

ни

T

=

t

1

+

T

1

=

t

2

+

T

2

= … +

t

n

+

T

n

. Промах ε не должен превышать

заданного значения

,

,

ε ε ≤ ε

разница Δ во времени достижения ТИ

всеми БПК ЛА не должна превышать заданного значения

,

.

Δ Δ ≤ Δ

На всем протяжении полета потери суммарной энергии при соверше-

нии маневров для выдерживания заданной траектории каждого БПК

ЛА должны быть минимальны.

Алгоритм решения.

Рассмотрим некоторую прямолинейную

траекторию планирования

L

б

, берущую начало в точке

s

=

s

б

и закан-

чивающуюся в ТИ. Для нее выполняется условие

пр

max 0

L K H

, где

L

пр

— проекция

L

б

на горизонтальную плоскость,

K

max

— максималь-

ное аэродинамическое качество БПК ЛА. Примем траекторию

L

б

за

базовую.

Предположим, что носитель движется на постоянной высоте с

постоянной скоростью. Угол между проекцией на горизонтальную

плоскость базовой траектории и проекцией на горизонтальную плос-

кость траектории полета носителя обозначим через τ,

[0, 90 ]

τ ∈ °

(рис. 1). Индекс

g

используется для обозначения нормальной земной

системы координат.

Рассматриваемая задача имеет практический смысл, когда ТИ

находится в передней полусфере носителя. Это обусловлено безопас-

ностью отделения БПК ЛА от носителя.

Формирование траекторий осуществляется с помощью выбора

опорных (навигационных) точек

N

ij

(

X

ij

,

Z

ij

),

i

= 1, …,

n

,

j

= 1, …,

n

.

Предположим, что с носителя, движущегося в направлении ТИ,