С.Г. Васильев, А.Г. Дегтярева, Н.Н. Зубков, В.В. Попцов, В.Н. Симонов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017
Рис. 2.
Принципиальная схема испытаний:
N
— сила нагружения;
V
1
,
V
2
— линейная скорость враще-
ния точек на дорожке трения соответственно контртела и
образца;
n
1
,
n
2
— частота вращения соответственно контр-
тела и образца
3)
обеспечение минимального коэффициента взаимного пере-
крытия, исключение влияния фрикционного разогрева в процессе ис-
пытаний;
4)
создание наилучших условий для образования граничной
смазки при высоких значениях контактного давления.
Геометрические параметры образца и контртела представлены на
рис. 3. Материал образцов — сталь 40Х. Ширина образца увеличена
для того, чтобы получить возможность проведения повторных испы-
таний на неизношенной части при его развороте.
В качестве контртела использовалось кольцо из твердого сплава ВК8
ГОСТ 3882–94 (87,5 HRА). Твердость и износостойкость выбранного
материала существенно превышают соответствующие параметры
упрочненного материала испытуемых образцов, что позволяет ис-
пользовать индентор многократно.
В ходе экспериментов в зону трения капельно подавалась смазка,
в качестве которой использовалось индустриальное масло И20А
ГОСТ 20799–88, расход масла регулировался и составлял 4–6 капель
в минуту.
Сила нагружения от массы подвижной скобы машины трения со-
ставляла
N
185 Н. Дополнительное нагружение не осуществлялось.