Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

С.Г. Васильев, А.Г. Дегтярева, Н.Н. Зубков, В.В. Попцов, В.Н. Симонов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 11·2017

Технология деформирующего резания (ДР), самостоятельно или

в комбинации с другими технологическими процессами, входит в

группу методов повышения износостойкости пар трения деталей ма-

шин [2], к которым относится и метод закалки поверхностного слоя

детали деформирующим резанием [3, 4].

Несомненно, испытания в производственных условиях с после-

дующим технико-экономическим обоснованием являются главным

критерием рациональности использования предлагаемой технологии

упрочнения деталей в промышленности. Но такой подход требует

проверки множества вариантов, трудозатратен и экономически неце-

лесообразен. До проведения производственных испытаний допускаются

сравнительная оценка поверхностного упрочнения методами ускорен-

ных лабораторных испытаний и отсев неприемлемых вариантов. Такие

лабораторные испытания в отличие от испытаний в реальных условиях

работы изделия не требуют больших временн

û

х затрат, позволяют ва-

рьировать условия трения, выделять основные факторы, оказывающие

наибольшее влияние на эксплуатационные характеристики, и исполь-

зуются в научно-производственной практике [5]. Лабораторные три-

ботехнические испытания проводятся на машинах трения, что позво-

ляет контролировать в процессе эксперимента такие параметры, как

момент трения, температура в зоне контакта трущихся тел, линейный

износ образцов.

В настоящей работе лабораторные испытания на машине трения

проводились с целью сравнения триботехнических характеристик

поверхностных структур, закаленных методом ДР и по стандартной

технологии объемной закалки.

Методика испытаний на износостойкость.

В качестве стенда

для триботехнических испытаний использована модернизированная

машина трения Amsler A135 (рис. 1), оснащeнная электронными

компонентами для управления режимами работы, автоматизирован-

ного съeма и обработки данных на ЭВМ [6].

С помощью преобразователя частоты

1

векторного типа модели

ПЧВ 101-К75-В программно производилось управление частотой

вращения вала электродвигателя

11

, а следовательно, устанавлива-

лась необходимая скорость относительного проскальзывания контр-

тела

6

и образца

7

и регулировалась продолжительность циклов ис-

пытаний. Линейный износ измерялся индикатором часового типа

1 МИГ-0 ГОСТ 9696–82

8

, установленного на двухкоординатный

столик. С помощью столика производилось осевое перемещение ин-

дикатора для проведения измерений в разных точках образца и отвод

(подвод) между отдельными циклами.

Момент трения измерялся посредством снятия показаний с по-

тенциометра

3

, отслеживающего угловое положение маятника

2

,