Оценка триботехнических характеристик стали 40Х…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 11·2017 11
Металлография и измерение микротвердости образцов.
После
проведения триботехнических испытаний были выполнены металло-
графические исследования испытанных образцов и измерена их при-
поверхностная твердость. Шлифы изготовляли на продольных срезах
образцов, содержащих дорожку трения. Срезы выполняли вырезкой
проволокой на электроэрозионном станке. Микрошлифы изготовляли
на оборудовании STRUERS CitoPress-10/-20 (горячая запрессовка) и
STUERS LaboPol-35 (окончательное шлифование и полирование).
Травление проводили 4%-ным раствором азотной кислотой HNO
3
в
спирте. Микроструктуру исследовали на металлографическом мик-
роскопе OLYMPUS GX-51 при увеличении до 1000 крат. На рис. 9
представлены общие виды дорожек трения. Наблюдается существен-
ное различие в глубине дорожки трения закаленных образцов и неза-
каленного (нормализованного) образца.
Рис. 9.
Микрофотографии дорожек трения образцов ×25:
а
— нормализованный образец;
б
— образец с закалкой в масло и низким
отпуском;
в
— с закалкой в воду и низким отпуском;
г
— с закалкой ДР
без отпуска;
д
— с закалкой ДР и низким отпуском
Микротвердость измеряли методом Виккерса с нагрузкой 50 г на
микротвердомере DuroScan. По линии производилась серия отпечат-
ков с шагом, равным 0,05 мм, непосредственно под дорожкой трения и
на расстоянии 0,2 мм от изношенной поверхности (рис. 10). Результа-
ты измерений для каждого образца усредняли. Также определяли мик-
ротвердость неизношенного участка вне дорожки трения (табл. 2).