Previous Page  19 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 24 Next Page
Page Background

Оптимизация экспедиции к Фобосу космических аппаратов с комбинированной тягой…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017 19

Рис. 8.

Изменение конечной массы при уве-

личении времени работы двигательной уста-

новки малой тяги:

по осям абсцисс — прирост значений импульсов

у Земли и у Марса

Е

и

М

по сравнению с теми

же параметрами у КА без двигателей малой тя-

ги; по оси ординат — масса, доставленная КА

на Фобос

Отметим характерное «насыщение» на графике — в определен-

ный момент кривая массы достигает максимального значения, а со-

отношение времени работы двигательной установки малой тяги и

значений импульсов становится локально оптимальным.

Заключение.

Разработанная методика вносит существенный

вклад в теорию решения сложных задач траекторной оптимизации.

Она позволяет проводить сквозную оптимизацию экспедиции КА с

построением единой экстремали Понтрягина с учетом эфемерид и

притяжения планет, с комбинированным управлением КА. В рас-

сматриваемых задачах требуется синтез методов локальной и много-

экстремальной оптимизации. Представленная методика построения

начального приближения дает возможность проведения глобальной

оптимизации с помощью последовательной аппроксимации и иссле-

дования миссии на основе серии задач Ламберта и принципа Лан-

гранжа.

На основе принципа максимума Понтрягина для управления со-

вокупностью динамических систем в данной работе проанализирова-

на актуальная задача оптимизации миссии к Фобосу с возвращением

к Земле. Представленные результаты численных расчетов девятито-

чечной краевой задачи 70-го порядка позволяют рассматривать целе-

сообразность использования комбинированного управления КА с

помощью двигательных установок большой и малой тяги.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Энеев Т.М. Актуальные задачи исследования дальнего космоса.

Космические исследования

, 2005, т. 43, № 6, с. 403–407.