Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2017 1
УДК 517.977.58 DOI 10.18698/2308-6033-2017-7-1639
Оптимизация экспедиции к Фобосу
космического аппарата с комбинированной тягой
с возвращением к Земле
© И.С. Григорьев
1
, М.П. Заплетин
1,2
, А.С. Самохин
1,2,3
,
М.А. Самохина
2,3
1
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Россия
2
РУДН, Москва, 117198, Россия
3
НИУ ВШЭ, Москва, 101000, Россия
Исследован актуальный вопрос разработки методики оптимизации межпланет-
ных траекторий космических аппаратов с проведением сквозной оптимизации
всей миссии. Рассмотрена задача оптимизации экспедиции пространственного
перелета космического аппарата, оснащенного двигателями большой и малой тя-
ги, к Фобосу с возвращением к Земле с учетом эфемерид, приуроченная к реальной
миссии, которую планируется осуществить в недалеком будущем. Представлена
методика построения экстремалей Понтрягина с учетом притяжения планет на
планетоцентрических участках траектории. Задача космодинамики формализо-
вана как задача оптимального управления и решена численно методом стрельбы.
Построены конкретные траектории, оценен возможный выигрыш при использо-
вании комбинированной тяги, а не только двигателей большой тяги.
Ключевые слова:
малая тяга, комбинированная тяга, сквозная оптимизация, оп-
тимизация межпланетных перелетов, оптимизация траектории космического
аппарата, Фобос, полет к Фобосу, экспедиция к Фобосу, экспедиция к Марсу, за-
дача космодинамики
Введение.
В настоящее время управление космическим аппаратом
(КА) посредством только реактивных двигателей большой тяги не поз-
воляет доставить к планете-цели удовлетворительную массу полезного
груза. Значительно большую массу полезной нагрузки можно доста-
вить, используя только двигатели малой тяги. Но при этом время ухо-
да КА от Земли и его торможения у планеты-цели увеличится и может
составить б
î
льшую часть времени перелета, став критическим с точ-
ки зрения отказоустойчивости всей системы. Достоинством исполь-
зования двигателей большой тяги является малое время перелета,
а малой тяги — большая масса полезной нагрузки. Использование их
комбинации объединяет достоинства маневров с использованием
каждого из этих двигателей, позволяет избежать указанные недостат-
ки и таким образом реализовать доставку необходимой массы полез-
ной нагрузки за приемлемое время.
Указанная проблема исследована в данной статье на примере акту-
альной задачи изучения дальнего космоса — забора проб грунта с Фо-