Previous Page  18 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 24 Next Page
Page Background

И.С. Григорьев, М.П. Заплетин, А.С. Самохин, М.А. Самохина

18

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017

График окна старта представлен на рис. 7, на нем видно, что

в окрестности момента времени

0

t

есть примерно месяц для старта, ко-

гда масса, доставленная на Фобос, будет меньше массы на представлен-

ной экстремали не более чем на 5 %.

Рис. 7.

Окно старта:

по оси ординат — абсолютное отличие

t

даты старта от

t

0

; по оси

абсцисс — уменьшение конечной массы на такой экстремали

Характерный вид выигрыша в результате применения комбиниро-

ванной тяги при полете к Марсу по сравнению с использованием только

двигателей большой тяги представлен на рис. 8. При построении этого

графика задача была исследована в упрощенной постановке — два про-

должительных участка работы двигательной установки большой тяги

аппроксимировались импульсными воздействиями, направление кото-

рых оптимизировалось, а значение было задано и изменялось про-

порциональными шагами в пределах от

Δ

E

= 3,65 и

Δ

M

= 2,00 км/с, что

соответствует решению без использования двигательной установки

малой тяги до значений 3,22 и 0,87 км/с, минимально необходимых

для безвиткового ухода от Земли и подлета к Марсу. Лучшей траек-

тории без малой тяги соответствует точка

А

. Видно, что в первый

момент времени, когда двигательная установка малой тяги установ-

лена на КА, но не работает, происходит резкий проигрыш по функ-

ционалу из-за ее массы, а с уменьшением

Δ

E

и

Δ

M

продолжитель-

ность работы установки постепенно увеличивается и в итоге получа-

ется существенный выигрыш массы.