А.А. Ципилев, А.Б .Васильев, Д.Г. Кибизов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017
Предельно допустимые ускорения ограничивают значение сум-
марной удельной потенциальной энергии подвески и одновременно
позволяют ввести однозначную связь между полным ходом под-
вески
f
п
и ее энергоемкостью
U
:
п п
,
U M zf
=
где
M
п
— подрессоренная масса машины, кг;
z̈ —
предельно допу-
стимые ускорения, м/с
2
.
В то же время при известном полном ходе подвески и известных
допускаемых ускорениях можно определить предельную высоту
единичной неровности, падение с которой будет сопровождаться
ускорениями, не превышающими допустимых. Эта зависимость име-
ет вид
п
п п
,
M gh M zf
=
где
g
— ускорение свободного падения, м/с
2
;
h
— высота падения.
Приведенную зависимость несложно преобразовать:
п
.
z h f
g
=
(1)
Иными словами, если выразить ускорения
z̈
в долях от ускорения
свободного падения, можно сказать, что предельная высота падения
машины равна значению относительного замедления, умноженному
на полный ход подвески. Так, предельная высота падения состав-
ляет 3
f
п
для допустимых перегрузок 3
g
и 3,5
f
п
— для перегрузок 3,5
g
.
Из приведенных зависимостей ясно, что дополнительно увели-
чить предельную высоту преодолеваемой с хода единичной неровно-
сти можно лишь ценой возрастания допустимых перегрузок, что не-
желательно для экипажных машин [8]. Таким образом, можно резю-
мировать, что выбор сопротивления для демпфирующего элемента
СП сводится к нахождению такой характеристики демпфирующего
элемента, которая при известной характеристике упругого элемента
подвески позволит обеспечить требуемую энергоемкость [7, 9].
В статье показано, что демпфирующую характеристику можно
подобрать путем имитационного математического моделирования и
выделения демпфирующей характеристики из суммарной силы со-
противления СП [7].
Описание математической модели подбора демпфирующей
характеристики.
Имитационная математическая модель представля-
ет собой модель, описывающую свободное падение одномассовой
колебательной системы с заданной высоты (рис. 1).