Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017 1
УДК 629.365 DOI 10.18698/2308-6033-2017-6-1625
Метод выбора демпфирующей характеристики системы
подрессоривания гусеничной машины
© А.А. Ципилев, А.Б. Васильев, Д.Г. Кибизов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В настоящее время в связи с ростом энерговооруженности гусеничных машин
благодаря технологиям изготовления высокофорсированных двигателей значи-
тельно возросла средняя скорость движения машины с учетом ограничений тяго-
вых возможностей. Поэтому вероятен режим движения гусеничной машины по
периодическим неровностям с полным отрывом ее от опорной поверхности. Та-
кой характер движения приводит к постоянным падениям машины с определенной
высоты и частым пробоям подвески, поскольку система подрессоривания подо-
брана по иным критериям. В статье представлен способ подбора демпфирующей
характеристики, обеспечивающей максимальную энергоемкость при заданном
уровне ускорений на месте механика-водителя. Показаны результаты моделиро-
вания и подтверждено, что введение мощного демпфирования на прямом ходе поз-
воляет эффективно гасить колебания.
Ключевые слова:
гусеничная машина, торсионная подвеска, пневмогидравлическая
подвеска, система подрессоривания, плавность хода, демпфирование
Введение.
При проектировании быстроходных транспортных
машин неизбежно возникает вопрос преодоления с хода единичных
препятствий — как созданных искусственно (контрэскарп и т. д.), так
и сформировавшихся естественным путем (овраги, обрывистые бере-
га водных преград и т. п.). Это связано не только с возрастающими
возможностями системы подрессоривания (СП), но и с существенно
улучшившимися за последнее время тяговыми свойствами [1–3]. Со-
временные быстроходные гусеничные машины имеют высокую
удельную мощность (например, машина Ripsaw EV2 (США) — до
155 л. с./т [4]), что позволяет обеспечивать среднюю скорость движе-
ния по тяговым возможностям не менее 60…70 км/ч [5]. Ограниче-
ние средней скорости движения, таким образом, обусловлено только
несовершенством СП, иными словами — ее недостаточной энергоем-
костью [6].
Повышение энергоемкости СП, однако, имеет пределы: для эки-
пажных машин она ограничена физиологическими возможностями че-
ловека. Без специальной подготовки человек может выдержать кратко-
временные ускорения до 35 м/с
2
на уровне «довольно неприятных
ощущений» [7]. Таким образом, предельные силы в СП должны быть
такими, чтобы ускорения на месте механика-водителя от действия
упругих и неупругих сил не превышали указанного значения.